Сегодня специалисты Всемирного банка представили итоговый диагностический обзор частного сектора в Казахстане, сообщает корреспондент «Хабар 24».
Речь идет о вопросах развития сектора мясного скотоводства и выхода на экспортные рынки. Своим опытом по созданию системы прослеживаемости животноводческой продукции поделился консультант Всемирного банка, экс-министр сельского хозяйства Уругвая Табаре Агуэрра.
- Что собой представляет система прослеживаемости животноводческой продукции?
Табаре Агуэрра, консультант Всемирного банка, экс-министр сельского хозяйства Уругвая: - Система отслеживания – это система, которая позволяет идентифицировать животное. Отследить, в каких местах оно пасется, где рождаемость выше, с какими животными контактирует.
Система отслеживания – это инструмент для проведения политики животноводства, это элементы, которые важны для того, чтобы выстроить доверие с другими странами. Уругвай – это страна, где проживают 3 млн человек и 12 млн коров. Мы экспортируем 75% всего мяса в 128 стран. Международный рынок очень сложный: высокие требования в области ветеринарии, пищевой безопасности, каждый раз эти требования ужесточаются. Система отслеживания – это инструмент, который позволяет гарантировать и доказать рынкам, что нам можно доверять.
- Уругвай занимает десятую долю мирового рынка экспорта говядины. Как Вы оцениваете потенциал Казахстана в этом вопросе? Может ли наша страна занять лидирующие позиции?
Табаре Агуэрра, консультант Всемирного банка, экс-министр сельского хозяйства Уругвая:
- В мире производится 600 млн тонн мяса говядины, из них Уругваю принадлежит 5%. Это огромный вызов для такой маленькой страны, как Уругвай. В отношении потенциала производительности в Казахстане могу сказать, что Казахстан имеет огромный потенциал производства мяса. В первую очередь у Казахстана самая большая территория пастбищ в мире, также есть технологии и традиции животноводства. Во-вторых, Казахстан близко расположен к рынкам сбыта: Ирану, России, Китаю. И это преимущество. Но есть и вызовы: сложный климат, очень суровая зима, пастбища невысоких стандартов, нужно 6-7 гектаров пастбищ для одной коровы. Потенциал есть в части выращивания и заготовки корма, можно улучшить его качество, улучшить качество добавок и в целом корма животных. В Казахстане есть площади, которые можно превратить в орошаемые пастбища. Вы очень далеко расположены от портов, поэтому все затраты важны. Много работы предстоит проделать, но есть потенциал. Важно наладить сотрудничество государства и фермерских хозяйств. Это касается улучшения взаимодействия с санитарными службами и создания системы отслеживания. Также важен социальный компонент: более 20% казахстанцев проживают в сельской местности, нужно интегрировать мелкие крестьянские хозяйства, давать им инструменты, чтобы они стали крупными. Это даст экономическую выгоду, позволит создать рабочие места, повысит уровень жизни в сельской местности. По информации Всемирного банка, Казахстан имеет потенциал для развития всего этого.
- На Ваш взгляд, как должны быть расставлены акценты? Развивать всё же крупные хозяйства или мелкие?
Табаре Агуэрра, консультант Всемирного банка, экс-министр сельского хозяйства Уругвая:
- Те фермерские хозяйства, где всего 2-3 коровы, у них нет масштабной экономики, которая позволит этому фермеру передать дело своим детям. В мире растет тенденция к урбанизации. Села теряют население, молодые люди хотят жить в городах. Чтобы удержать людей в селах, нужно им создать условия и зарплаты, которые будут им привлекательны. Хорошая новость в том, что Казахстан имеет очень много ресурсов. Поэтому если мы будем продвигать ценовую цепочку, которая будет нацелена на экспорт, это даст инвестиции. А при улучшении генетики племенного скота и пастбищ мы сможем продвигать политику, когда маленькие фермерства превратятся в крупные со ста коровами вместо двух. Но нужно оказать поддержку этим фермерам, чтобы они могли преобразовать, трансформироваться. Знания, технологии есть.
- А на примере вашей страны, как был решен вопрос логистики? И применимо ли это у нас, ведь Казахстан по территориальности намного превышает Уругвай.
Табаре Агуэрра, консультант Всемирного банка, экс-министр сельского хозяйства Уругвая:
- Наша страна очень маленькая. Мы в 15 раз меньше, чем Казахстан. У нас самый далекий пункт от порта – 60 км, поэтому затраты на логистику совсем другие. У нас есть порт в столице. Ситуация совершенно другая, чем в Казахстане. У вас другое географическое положение. Хорошая новость в том, что самый большой рынок мыса – Китай, а Китай расположен близко к вам. Думаю, что вы будете конкурировать даже с нашей продукцией там. - Спасибо за интервью. Надеюсь, практический опыт вашей страны пригодится Казахстану.
Источник: 24.kz/ru |