Два последних года Татарстан считался неблагополучным регионом по гриппу птиц. Удастся ли республике в текущем году избежать этого заболевания, какая работа проводится по его недопущению и стоит ли опасаться нодулярного дерматита, в интервью «Татар-информ» рассказали начальник отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по РТ Идрис Гатин и начальник отдела инфекционных болезней животных и организации противоэпизоотических мероприятий ГУВ Кабинета Министров РТ Александр Козлов.
Как в целом по России обстоит ситуация с гриппом птиц? Насколько Татарстану угрожает это заболевание?
И.Г.: Пока соседние с нами регионы Приволжского федерального округа благополучны по гриппу птиц. Но это не означает, что мы не должны проводить профилактическую работу по недопущению распространения этого заболевания.
Последние два года Татарстан считался неблагополучным по высокопатогенному гриппу птиц типа А (подтип H5N1). В 2017 году на территории птицекомплекса «Лаишевский» был обнаружен геном этого вируса. Там имелось 582 тыс. голов птицы, все поголовье было уничтожено путем сжигания. В 2018 году в 15 регионах России, в том числе и в Татарстане, был зарегистрирован высокопатогенный птичий грипп среди домашней птицы. Всего по стране было зафиксировано 82 случая. В республике вспышка заболевания возникла в личных подсобных хозяйствах, расположенных в 16 населенных пунктах Буинского, Дрожжановского, Тетюшского, Кайбицкого, Верхнеуслонского и Камскоустьинского районов. В итоге было уничтожено более тысячи голов домашней птицы.
А.К.: На сегодня Ростовская область неблагополучна по высокопатогенному гриппу птиц, есть еще два региона, где зарегистрирован низкопатогенный птичий грипп. Это менее опасное инфекционное заболевание. Но все птицепоголовье проходит вакцинопрофилактику. Например, Китай считается неблагополучным по низкопатогенному гриппу птиц, они применяют вакцинопрофилактику и за счет этого избегают больших экономических потерь. Хотя ситуация в России в целом благополучна по этому заболеванию, не надо забывать, что в прошлом году первые случаи гриппа птиц были зафиксированы только в начале июля. В 2017 году первые вспышки возникли в начале мая, поэтому пока рано говорить о степени благополучия.
В 2018 году в 37 странах мира грипп птиц регистрировался как среди домашней птицы, так и в дикой фауне. И пока есть дикие перелетные птицы, все птицеводческие предприятия, личные подсобные хозяйства будут находиться под угрозой возникновения очагов этого особо опасного заболевания. В такой ситуации мы должны научиться работать, противостоять этим угрозам, что в Татарстане и делается.
Какие профилактические мероприятия проводятся в республике по недопущению птичьего гриппа?
И.Г.: Мы проводим внеплановые проверки. В список включены практически все предприятия, будь то юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства. То есть все, кто занимается разведением, содержанием, убоем птицы и реализацией птицеводческой продукции, в том числе торговые точки – магазины, супермаркеты.
Проводятся мониторинговые исследования смывов диких птиц. Составлен комплексный план мероприятий по выездам в места, где идет миграция диких птиц. На сегодня определены четыре района, мы уже начали выезды. Смотрим, нет ли павшей или больной птицы, проводим лабораторные исследования биологических материалов. Синантропные, водоплавающие птицы являются распространителями в природе этого заболевания. Как показывает практика, сами они либо не болеют, либо у них клинические признаки не проявляются, но они являются переносчиками высокопатогенного или низкопатогенного гриппа птиц типа А. Поэтому особый упор делаем на эти исследования.
Параллельно ведутся мониторинговые исследования сыворотки крови домашней птицы в крупных птицеводческих предприятиях и на птицефабриках. Кроме того, проверяем крестьянско-фермерские хозяйства, индивидуальных предпринимателей, которые закупают инкубационные яйца, а также реализуют живую домашнюю птицу.
А.К.: В прошлом году на этот период около 500 – 600 проб было исследовано на грипп птиц, в этом году уже провели только в республиканской лаборатории более 6 тыс. исследований. Это касается всех видов птицеводческой продукции, живой птицы и т.д. Мы отслеживаем всю поступающую со стороны в республику птицеводческую продукцию и живую птицу.
Муниципальные районы, в которых в прошлом году был зафиксирован грипп птиц, мы должны проверить, подтвердить, что циркуляция этого вируса там отсутствует. То есть в шести муниципальных районах до 1 июня нужно исследовать еще около 3 тыс. проб крови и биологического материала птицы. В настоящее время под нашим наблюдением в данной зоне находится более 11 тыс. личных подсобных хозяйств, в которых содержится 192 тыс. голов домашней птицы. Это основное мероприятие, потому что птичий грипп не всегда вызывает 100-процентную гибель, птицы могут быть вирусоносителями.
Контрольные мероприятия необходимо проводить, поскольку Россия активно работает по экспорту птицеводческой продукции, например, в Китай. Мы находимся под постоянным контролем со стороны Евросоюза, к нам приезжает еврокомиссар, отслеживает проводимые мероприятия.
Где население приобретает птицу для содержания в личных подсобных хозяйствах? В республике имеются рынки для торговли живой птицей?
А.К.: В Татарстане принято такое решение: в каждом муниципальном районе, в каждом городе исполнительными комитетами определены места реализации любой птицы. Ветеринарная служба дает разрешение, выписывает ветеринарно-сопроводительные документы только на ту птицу, которая должна реализовываться в установленных для этого местах. В противном случае возникает угроза завоза несанкционированного товара из неблагополучных по птичьему гриппу регионов.
В каждом сельском поселении определены конкретные дни проведения ярмарки выходного дня, и предприниматели могут приехать и реализовать птицу населению. Это необходимо и для того, чтобы ветеринарная служба могла отслеживать клиническое состояние птиц, проводить лабораторные исследования.
Согласно законодательству, в закрытых предприятиях благополучных регионов мониторинг должен проводиться ежеквартально, в открытых предприятиях и личных подсобных хозяйствах – весной и осенью. Считаем, что этого недостаточно, поэтому проводим его чаще. Надеюсь, что такие меры позволят нам сохранить благополучие Татарстана. У нас около 15 млн голов птицы, и это достаточно большая цифра.
Есть частные предприниматели, которые закупают на промышленных предприятиях живую птицу, потом ездят по деревням и предлагают этот товар. В предыдущие годы было так, но в текущем году мы хотим наладить эту систему, чтобы реализация птицы была только в установленных местах.
Какая работа проводится с населением по недопущению распространения особо опасных болезней животных и птиц? Какие советы вы можете дать татарстанцам?
И.Г.: Ведется работа с населением, которая включает подворный обход, раздачу листовок, памяток по недопущению распространения вируса гриппа птиц. Хочется еще раз подчеркнуть, что во всех муниципальных районах под контролем государственной ветеринарной службы созданы специализированные площадки, где можно реализовать и покупать птицу. Поэтому просим население приобретать ее только на санкционированных площадках, где ведется контроль.
Если возникло подозрение на заболевание, то необходимо сразу же обратиться к руководителям сельского поселения или в государственную ветеринарную службу. В деревнях имеются ветеринарные участковые лечебницы, в каждом районе есть ветеринарные объединения, районные лаборатории. Лучше обратиться, чтобы можно было быстро купировать вирус, не дать ему распространиться.
А.К.: Содержать в личном подсобном хозяйстве птицу без нарушений проблематично. Ни в каком личном подсобном хозяйстве на 100% нельзя обеспечить условия, чтобы домашняя птица не контактировала с синантропной. Тем не менее, нужно стараться не допускать контактов домашней птицы с дикими водоплавающими. Кроме того, помимо покупки только в санкционированных местах по ветеринарно-сопроводительным документам важно ежедневно отслеживать клиническое состояние домашней птицы.
В настоящее время как раз проходят плановые ветеринарные обработки в личных подсобных хозяйствах, исследования крупного рогатого скота на бруцеллез, туберкулез, лейкоз. Одновременно раздаются памятки каждому владельцу домашних животных, в том числе и птиц, в которых подробно расписаны все правила их содержания.
Хотелось бы еще раз напомнить о том колоссальном экономическом уроне, к которому может привести несоблюдение санитарно-ветеринарных правил. От сознательности владельцев животных, от предпринимателей, которые занимаются реализацией, зависит очень многое – зависит благополучие населенных пунктов, муниципальных районов, Татарстана и России в целом. Поэтому нужно совместно с жителями проводить все профилактические мероприятия, чтобы не допускать чрезвычайных ситуаций.
Можно ли получить компенсацию за смерть животных и птиц в случае вспышки особо опасных болезней?
И.Г.: Компенсация предусмотрена. Есть приказ, утверждающий перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. К ним относятся африканская чума свиней и высокопатогенный грипп птиц. Но зачастую так бывает: животное или птица заболели, пали, их похоронили, и никто не может назвать их точное количество. В этом случае компенсация не предусмотрена. Она выдается тем физическим или юридическим лицам, которые своевременно обращаются в государственную ветеринарную службу, в Управление Россельхознадзора, Министерство сельского хозяйства и продовольствия по РТ. Выдается определенная сумма после оформления всех документов.
Чтобы получить компенсацию, необходима четкая конкретная информация: откуда и когда прибыл товар, кто доставил, кто реализовал и по каким сопроводительным документам, время – все должно фиксироваться. И все это делается на законном основании.
Как в Татарстане обстоят дела с нодулярным дерматитом крупного рогатого скота? Можно ли сказать, что республика благополучна по этому заболеванию?
А.К.: В прошлом году в России было зарегистрировано 62 случая этого заболевания. Все зарегистрированные очаги фиксировались большей частью вдоль границы с Казахстаном, и заболевание продвигалось за Уральские горы. В текущем году Россия пока благополучна, зафиксирован очаг только на территории Удмуртии, новых сообщений о случаях заболевания не было. Но судя по опыту прошлых лет, как и при гриппе птиц, первые массовые очаги начали появляться в конце мая – начале июня. До этого периода нужно охватить вакцинацией все поголовье.
И.Г.: Оренбургская область, Казахстан, Башкортостан последние два – три года являются неблагополучными по заразному узелковому дерматиту, или нодулярному дерматиту. И оттуда идет несанкционированная реализация молодняка крупного рогатого скота и овец. Это один из распространенных путей попадания заболевания в нашу благополучную республику. Это ни в коем случае нельзя забывать населению, владельцам личных подсобных хозяйств.
В Татарстане усиленно работают посты патрульно-дорожной службы совместно с инспекторами Государственной ветеринарной инспекции ГУВ Кабинета Министров РТ. Но и через, так скажем, неофициальные дороги особенно в летнее время могут поставлять скот. Конечно, лабораторные исследования крови животных проводятся, мы контролируем эту особо опасную болезнь. До 2016 года в регионах России заболевание практически не регистрировалось. Уже четвертый год как эта болезнь получила широкое распространение с быстрым охватом.
Все ли поголовье республики провакцинировано от нодулярного дерматита? В прошлом году сообщалось, что 100-процентной вакцины против этого заболевания пока нет. Может, ситуация изменилась?
А.К.: Новой вакцины нет на территории России. Применяем ту же самую вакцину, но она несколько модернизирована, и мы получили уже две новые партии. Со слов ее производителей, она каждый год улучшается в части того, что дает меньше негативных поствакцинальных осложнений. Применяем вакцину против оспы овец, которая также служит профилактикой нодулярного дерматита крупного рогатого скота. Эту вакцину применяют все регионы России.
У нас по плану привить около миллиона поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех форм собственности. На сегодня мы практически завершили работу в общественном секторе, в настоящее время идет вакцинация в личных подсобных хозяйствах.
Но есть факты отказа от вакцинации со стороны населения. В этом случае можем только проводить беседы с каждым владельцем о необходимости применения данной вакцины. В России запрещены все вакцины, которые созданы из возбудителей штаммов нодулярного дерматита крупного рогатого скота, потому что они все «живые». К сожалению, они часто приводят к возникновению самого заболевания. Это видно и по опыту Казахстана. Такая вакцина неотработанная.
Более того, поступает огромное количество некачественной, контрафактной вакцины. Поэтому наша страна пошла по другому пути, применяя вакцину против оспы овец, которая дает неплохой результат. Ежегодно около 4 – 6 млн голов скота в России ей вакцинируют. Больших претензий к ней из регионов не поступало. В текущем году вакцинация в Татарстане проходит спокойно, сообщений о том, что вакцина вызывает какие-либо осложнения, нет.
Источник: sntat.ru |