Псковщина окружена. Пора «окапываться». Занимать позиционную оборону. Но - нет приказа… В общем-то именно об этом сегодня говорили на спецсовещании в администрации Псковской области. Тема обсуждения – враг, окруживший регион – африканская чума свиней, которая буйствует уже в соседних Тверской, Новгородской и Ленинградской областях. На обоих традиционных заседаниях администрации региона в августе губернатор Андрей Турчак уделял этому вопросу повышенное внимание, требовал усиления мер профилактики… Однако сегодня корреспондент Псковской Ленты Новостей с удивлением обнаружил, что без введения режима чрезвычайной ситуации или хотя бы ее угрозы у чиновников подчас связаны руки. Но и ЧС ввести – не поле перейти… v
Совещание проводили председатель госкомитета региона по природопользованию и охране окружающей среды Сергей Федоров и председатель главного областного управления сельского хозяйства, ветеринарии и гостехнадзора Николай Романов. Последний сходу обрисовал собравшимся главам районов, граничащих с «заболевшими» областями, и представителям различных ведомств масштабы беды.
«В этой болезни другого нет – или да, или нет. На кону производство свинины в области, инвестиционные проекты на 20 млрд рублей, десятки миллионов рублей налогов. С нашей стороны будет преступлением, если мы допустим в области распространение африканской чумы – нужны очень жесткие меры».
Напугав этими предостережениями, Николай Романов заявил: «Соответственно нам необходимо всю территорию закрыть. И хотелось бы, чтобы нас поняла прокуратура: если мы пишем, что нам мероприятия надо провести – значит, их надо проводить».
В списке основных профилактических мероприятий начальник управления ветеринарии и сельского хозяйства выделил три основных: нужно поставить дезинфекционные барьеры и круглосуточные посты в первую очередь на трех дорогах из Тверской области (одна из них – федеральная трасса М9 Москва-Рига!), полностью прекратить придорожную торговлю свининой и продажу живых поросят (а заодно запретить их продавать на рынках выходного дня и на других торговых точках, где есть массовое скопление людей), и, наконец, необходимо – «как когда-то при коммунистах во время первой вспышки африканской чумы» – стремиться к практически полному уничтожению поголовья дикого кабана в «буферных» районах (граничащих с соседними областями).
Заодно Николай Романов предложил «поработать с населением», чтобы и в частных хозяйствах сократить поголовье свиней с помощью введения альтернативного животноводства (для этого предусмотрены различные меры поощрения: так, на приобретение коровы возможна выдача компенсации размером 17 тысяч рублей). Кроме того, заметил он, необходимо, чтобы специалисты ветеринарной службы еще раз «прошли по подворьям, объяснили людям, под роспись дали памятки о том, что необходимо делать».
«И самое главное – не забывать оформить все это документально. Потому что, не дай боже, придут проверять, что мы делали по документам», - пригрозил г-н Романов.
В ходе обсуждения выяснилось, что практически все эти меры – из области фантастики.
«Будем реалистами»
Сергей Федоров урезонил коллегу, напомнив, что сейчас как раз наступил период забоя и реализации свиней – людям нельзя просто так взять и сказать, что они продать их не могут.
«В каждом районе должно быть как минимум 2-3 площадки убойных, наши специалисты смотрят там - как на мясокомбинате, контролируют забой, ставят штампы – и пожалуйста: торгуйте», - пояснил Николай Романов. Он уточнил, что имел в виду: нельзя продавать свинину, не прошедшую ветеринарный контроль. А организовать площадки для убоя, добавил Романов, - обязанность районных властей.
«А кто нам позволит организовывать коммерческую фирму?» - вмешался в разговор глава Бежаницкого района Анатолий Трофимов.
Председатель главного областного управления сельского хозяйства, ветеринарии и гостехнадзора, казалось, даже удивился этому вопросу: «Ну у вас же есть всякие муниципальные учреждения ЖКХ?»
Между тем Псковский природоохранный межрайонный прокурор Алексей Ляхов решил уточнить, является ли препятствием для продажи факт забоя свиньи в домашних условиях, если у людей будут заключения ветеринарных служб о том, что мясо не заражено.
«Подворный забой по правилам санитарно-эпидемиологической экспертизы запрещен», - отрезали представители ветсельхозуправления.
Тогда глава Бежаницкого района воскликнул: «У нас в районе есть скотоубойный пункт и две убойных площадки. Между ними расстояние – 65 км. Какая бабушка повезет? Они лучше сами забьют, и сами съедят!»
Его поддержал Сергей Федоров: «Мы, кроме взрыва, ничего не получим. Чтобы забой на дому закрыть, нужно было готовить людей как минимум полгода: что вы вот растите свинью, но забивать ее придется на пунктах». Затем в ходе беседы он вновь вернулся к этому вопросу: «Я недавно зашел на ярмарку – кроме свинины ничего не было. Говядины найти невозможно. Вот вы говорите, что запретить торговлю... Давайте будем реалистами – мы не сможем этого сделать. А вот обеспечить ветеринарный контроль мы обязаны».
«На каких основаниях?»
Между тем представитель областной прокуратуры - начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Ольга Горовацкая – поинтересовалась у собравшихся, на каких вообще основаниях они предлагают вводить все эти профилактические меры – и посты, и запреты, и отстрелы…. «Мы должны действовать в рамках закона. Режим чрезвычайной ситуации установлен? Нет. А на основании чего мы будем применять все эти меры?».
Николай Романов в ответ воскликнул: «Но есть закон о ветеринарии и положение о распространении африканской чумы». Однако выяснилось, что четких полномочий и механизмов в этих документах толком не прописано.
«Раз есть распоряжение правительства, этого достаточно для того, чтобы Роспотребнадзор и Россельхознадзор могли проводить внеплановые проверки, можно делать без согласия прокуратуры. А вот что касается вашего управления ветеринарии, - обратилась представитель прокуратуры к г-ну Романову, - насколько я знаю, губернатор вам дал такое распоряжение. Но это все не согласуется с нормами федерального закона. Значит, вы в рамках общего законодательства должны действовать. А по нему у вас нет оснований для внеплановых проверок».
Тем не менее, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Псковской области обнадежила: «Так что такую проверку мы проведем под нашей эгидой – на нас эти ограничения не распространяются. У нас же 55 охотпользователей? Составим график…»
А на просьбу главы Бежаницкого района определить для муниципальных властей правовое поле в переплетении разных законов и нормативных актов – иными словами, сказать, что можно, а что нельзя предпринимать для предупреждения распространения чумы – Ольга Горовацкая лишь развела руками: «Правовым полем могло бы быть введение режима ЧС. Но его нет».
«Вам шашечки - или ехать?»
То же самое касалось идеи установки постов на въезде в область: карантин не объявлен.
Тогда представительница ветсельхлозуправления уточнила - о карантине речь и не идет: «Мы будем создавать не карантинные посты, а ветеринарно-полицейские посты - для усиления контроля за подконтрольными госветнадзору грузами. Я считаю, что тут мы законодательство не нарушим. Такие посты создавала Ленинградская, Новгородская и другие области».
При этом машины должны будут проходить через дезинфекционный барьер, что породит некоторые задержки.
Представители областного УМВД и ГИБДД между тем заверили Сергея Федорова, что после получения письма от губернатора они со своей стороны такие посты готовы организовать хоть на следующий день.
«Помните анекдот - нам шашечки или ехать? - обратился к членам совещания глава Порховского района Виктор Степанов. – Мы посты на трассе поставим – там миллион машин пройдет: все не проверить, это нереально! Зараза придет с коробейниками-купцами, которые приезжают торговать в районы и на рынки выходные дня. Надо перетрясти там».
Его поддержали другие собравшиеся. Кто-то напомнил, что с той же Тверской областью у Псковщины – 100-километровая граница и десятки разных дорог. А Сергей Федоров резюмировал: «Контроль всего проходящего транспорта – бесполезная вещь. Мы создадим такие заторы! Я согласен, если ГИБДД сможет отрабатывать хотя бы большегрузы – уже большой плюс.
Кроме того, надо связаться с Тверской областью, чтобы там проводили подобные мероприятия. Что касается легковых автомобилей – давайте это отбросим. Если они везут что-то реализовывать – то это будет на рынках, в мясных магазинах и других торговых точках: вот их надо брать под особый контроль».
Глава Порховского района выразил сомнение в реальности тотального контроля над всеми приезжающими грузовиками: «Все большегрузы проверять нереально. Надо взять на особый контроль хотя бы машины федеральных торговых сетей. Потому что они разгружаются в нескольких областях и могут оказаться в тех точках, где как раз может быть распространена чума».
«Кабанов не тревожила дума: почему и за что, как в плену»
Обсудив дорожный контроль, перешли к самому сложному вопросу – отстрелу кабанов, через которых в первую очередь зараза может попасть в область: животные-то прописки не имеют и легко мигрируют через административные границы.
Ветеринарные специалисты отметили, что все остальные меры профилактики как минимум недостаточны, поскольку африканская чума уже получила очаг распространения в дикой природе.
В связи с этим еще раньше на заседаниях администрации Псковской области было определено, что в приграничных с зараженными регионами районах нужно сократить популяцию кабанов как минимум на 80% (если точнее – «оставить по 0,5 кабана (sic!) на 1000 га»).
Однако пока уничтожена лишь малая толика от плана – примерно 10%. Об этой проблеме еще в августе говорил губернатор: «Любой охотпользователь, который все эти годы вкладывался в подкормку, содержал большой штат сотрудников - у него рука сейчас не поднимется проводить такие отстрелы кабана, особенно в Великолукском, Локнянском и соседних районах».
Действительно, признался Сергей Федоров, многие охотпользователи практически не выбирают лимиты на отстрел кабана или не активизируют эту деятельность, цены на путевки на кабанью охоту в них слишком высоки – в общем, все против государственной политики. А главное – заставить предпринимателей изменить свое решение очень сложно: они «в своем праве».
Представители прокуратуры и ветсельхозуправления поинтересовались, а нельзя ли с такими несговорчивыми охотпользователями расторгнуть договора за невыполнения каких-либо условий. Но выяснилось, что, видимо, нельзя: в договорах наоборот – были прописаны пункты об обязательной подкорме, о воспроизводстве популяций. А это арендаторы охотугодий все исправно выполняют: чем больше у них живности, тем привлекательнее (значит – дороже) их услуги.
«Как в этой ситуации быть», - искал помощи у прокуратуры председатель госкомитета региона по природопользованию и охране окружающей среды. «Добиваться понуждения на отстрел через суд – довольно проблематичная затея. Так что – только силой убеждения», - ничем не смогла помочь Ольга Горовацкая.
Виктор Степанов поинтересовался, есть ли в соседних областях случаи заболевания не в дикой природе, а в хозяйствах? Его тревогу понять можно – порховский «Совхоз «Шелонский», продукция которого из свинины пользуется успехом и в соседних регионах – является локомотивом экономики муниципалитета. Николай Романов главу района не утешил: «Такие случаи есть. Вот комплекс «Завидово» в Тверской области – 300 тысяч голов под нож. Считайте – «Совхоз «Шелонский» - и его нет».
«Ищите же эти основания!»
В итоге участники совещания постоянно приходили к мысли, что все правовые проблемы в борьбе с распространением чумы разом стерло бы распоряжение о введении режима чрезвычайной ситуации или хотя бы режима повышенной опасности распространения чумы.
Сергей Федоров заявил, что власти попробуют проработать этот вопрос.
Однако «око государево» - представитель прокуратуры г-жа Горовацкая – вновь напомнила, что кодексы нужно чтить. «Надо посмотреть, есть ли основания для введения такого режима – это же все тоже не так просто».
«Да пока вы основания ищите, как раз начнем уже поросят сжигать! – воскликнул глава Бежаницкого района Анатолий Трофимов. - Вы нам дайте основания ввести режим повышенной опасности…»
Природоохранный прокурор согласился с ним: с принятием закона о введении режима ЧС можно было бы принуждать охотпользователей в обязательном порядке и в конкретные сроки сокращать популяцию кабанов.
В результате решили до понедельника составить план и график действий в рамках тех полномочий, что и так предоставляет законодательство, а также пытаться добиться рассмотрения вопроса о введении какого-либо положения по предупреждению ЧС.
Источник: Pln-pskov.ru |