Сельскохозяйственный комплекс ООО «Идаванг», который возводится сегодня в Островском районе датскими инвесторами, - это проект строительства передовой свинофермы с замкнутым экологически чистым производством. На данный момент инвестиции в реализацию проекта в Островском районе уже составили более 20 млн евро. Проект предусматривает не только возведение свиноводческого комплекса на 99000 товарных свиней в год, но и развитие растениеводства для создания собственной кормовой базы.
За пять лет работы на Псковской земле хозяйство успело выйти в число лидеров производства, в том числе по сбору урожая зерновых, показав лучшие результаты по региону. В настоящий момент ООО «Идаванг» - один из важнейших стратегических инвесторов Псковской области, который всю прибыль вкладывает в развитие местного производства, а, следовательно, в региональную экономику.
Хорошо ли жить в стране российской отечественному производителю с западными корнями, - спросили мы у руководителя хозяйства-передовика Татьяны Шарыгиной.
- Татьяна Владимировна, насколько тяжело вести бизнес в России иностранному инвестору? Что мешает и что помогает в работе? Чем отличается бизнес ТАМ и ЗДЕСЬ?
- В России для иностранных инвесторов много непонятного, особенно в бизнесе. Типичный пример - взаимоотношения с налоговой инспекцией. В Дании отчетность минимальная, предприятие, особенно сельскохозяйственное, сдает только информацию о доходах и расходах, причем требования к подтверждению расходов очень либеральные - не нужно кучи оригиналов с подписями и печатями, достаточно полагаться на здравый смысл. После этого налоговая сама рассчитывает налоги, которые нужно заплатить, и компания может либо заплатить сразу, либо обратиться к налоговому консультанту, чтобы попытаться уменьшить сумму налогов. Как правило, все платят сразу, поэтому иностранцам сложно объяснить, почему мы сдаем горы отчетов каждый месяц, и что такое проверка налоговой, которая парализует на время работу всего предприятия, и цель которой - обязательно найти какие-нибудь нарушения и выписать штраф. А с Псковской налоговой мы еще и судимся из-за возврата НДС, который нам упорно хотят возвращать не ежеквартально, как положено по закону, а после сдачи объекта. Нас это совершенно не устраивает, потому что мы рассчитывали получать НДС вовремя, на этом построены все наши финансовые планы.
Если коротко, ЗДЕСЬ гораздо больше бюрократических процедур и бумажной работы. Еще пример - мы завозим премиксы для изготовления кормов из Дании регулярно, два раза в месяц и каждый раз (!) должны предоставлять таможне весь пакет учредительных документов, заверенный нотариусом. Представьте, сколько это бумаги, денег и человеко-часов. Как следствие, наши административные расходы на единицу продукции существенно выше, чем ТАМ. Еще здесь очень много проверяющих и контролирующих органов, которые обязательно должны хоть что-нибудь найти и оштрафовать. Мое любимое предписание - запретить пролет диких птиц над территорией свинофермы! Много проблем нам доставляют устаревшие нормы - некоторые не менялись с 70-х годов прошлого века, но по закону их надо исполнять.
Что помогает - поддержка государства, областной администрации, мы чувствуем, что местные власти заинтересованы в нашей работе и стараются помогать. В России можно вести честный и прозрачный бизнес, мы взяток никогда и никому не даем, бесплатно отдаем только навоз в качестве подарка или шефской помощи.
- Почему из всех вариантов размещения нового хозяйства (а их, вероятно, было достаточно много) был выбран именно Островский район?
- Когда мы искали землю для размещения своего предприятия, нас интересовал большой массив сельхозугодий - от 3 тысяч гектар. Островский район был единственным, где нам предложили большой массив муниципальной земли, которую можно было взять в аренду. Заместитель главы администрации Островского района, начальник управления сельского хозяйства Николай Алексеевич Федотов, очень внимательно отнесся к нашей просьбе, поверил в нас и с тех пор активно помогает нам работать. Пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить его за поддержку, если бы не он, не было бы сегодня «Идаванга» в Островском районе.
- В какие сроки было построено новое производство и как скоро оно выйдет на положительную рентабельность?
Наш проект состоит из двух частей - растениеводство и животноводство. Растениеводство уже вышло на уровень рентабельности, а строительство свинокомплекса еще продолжается. В сентябре мы сдали в эксплуатацию первую очередь, завезли племенных свиней из Дании, сейчас продолжаем строительство второй очереди, планируем закончить к маю 2013 года, безубыточной компания станет уже через два года, а на то, чтобы полностью выплатить «Россельхозбанку» кредит, который мы взяли на строительство комплекса, уйдет семь лет.
- Перспективы развития племенной работы в нашей стране и за границей: чего ждать в ближайшем будущем? В каких условиях содержатся животные, чем их кормят?
Племенная работа в России только начала развиваться после долгого перерыва. Как вы знаете, в начале 1990-х в сельском хозяйстве произошла катастрофа, последствия которой мы ощущаем до сих пор. Очень горько видеть разрушенные фермы, недостроенные коровники, заброшенные деревни. Наши датские учредители сами фермеры, их семьи занимались сельским хозяйством сотни лет, мы с ними много ездим по области, и я вижу, как им горько и обидно видеть заброшенные фермы. Когда мы увидели такую ферму первый раз, они решили, что это последствия Великой Отечественной войны. А когда они видят мелиорированные земли, зарастающие кустарником и деревьями, то чуть не плачут. Это же такие вложения, говорят они, если в ближайшее время не вернуть эти земли в оборот, все пропадет, чтобы на этих полях снова можно было что-нибудь выращивать, придется потратить кучу денег. Земля - наше богатство, но иногда мне кажется, что у нас ее слишком много, потому что мы не умеем к ней бережно относиться, но я верю, что все наладится, что Россия сможет снова гордиться своим сельским хозяйством, все будет развиваться, в том числе и племенное дело. А пока мы выбрали датскую генетику - наши учредители работают с ней не одно поколение, хорошо знают ее сильные и слабые стороны - и завезли племенных свиней из Дании.
В Европе очень строгие нормы содержания животных - так называемые правила благополучия животных (animal welfare) - и мы должны их соблюдать. Эти правила определяют и количество животных в одном отсеке, и микроклимат (температуру и влажность), и даже наличие игрушек. Да, у наших свиней, особенно у молодняка (отъемышей) должны обязательно быть игрушки - это толстые веревки с узлами и деревянные чушки из ясеня, которые они могут грызть. За соблюдением этих норм строго следят датские ветеринары, которые могут приехать к нам в любой момент без предупреждения. Дело в том, что наш проект поддерживает Датский Экспортный Кредитный Фонд, это правительственная организация, и они отслеживают соблюдение всех европейских требований. Кроме того, большое внимание благополучию животных уделяет и IFC (это структура Мирового банка, которой принадлежат 20% нашей группы компаний). Так что за наших свинок можно не беспокоиться - они прекрасно себя чувствуют, от их здоровья и хорошего настроения зависят наши результаты, так что стресс у животных - это ЧП для нас. Когда датские инвесторы только планировали начинать бизнес в России, мы посетили много свиноферм в Ленинградской и Псковской области, но большинство из них были небольшими и как бы сказать «морально устаревшими» - всюду грязь, дверь в свинарник болтается на одном гвозде, корм и воду разносят ведрами, а навоз убирают вручную. Но индустриальное производство - это совсем другое. Чтобы попасть в наш свинарник, надо снять с себя всю одежду и украшения, даже часы, принять душ, обязательно вымыть голову, переодеться в стерилизованную одежду, обувь и шапочку, которые используются только внутри свинарника - и такая процедура повторяется при переходе из одного отделения в другое. Системы кормления и поения у нас автоматические, за микроклиматом следит компьютер, который включает и выключает вентиляцию, система навозоудаления тоже автоматическая.
Кормим мы свиней в основном зерном (пшеница, ячмень, овес, рожь, тритикале), которое частично выращиваем сами, частично закупаем, в рацион питания также входят соя, подсолнечный шрот, свекловичный жом, подсолнечное и рапсовое масло, пивная дробина и витамины.
- Принцип замкнутого экологического производства - это ваше ноу-хау или общая тенденция рынка?
- Экологически замкнутое производство - это не наше ноу-хау, так уже давно развивается сельское хозяйство в Европе, где ресурсы земли ограничены. Мы часто слышим, что свиноводство - экологически опасное производство, но в Дании, которая по площади меньше, чем Псковская область, производят 25 миллионов свиней в год, и никакой экологической катастрофы пока не случилось, именно потому, что производство экологически замкнутое - навоз используется в качестве органического удобрения, очень развита биоэнергетика. Мы стремимся к тому же. У нас достаточно посевных площадей в непосредственной близости от комплекса, чтобы весь навоз вносился в почву, удобряя ее, но никак не сжигая. Мы строго придерживаемся норм внесения, потому что не в наших интересах «сжечь» плодородный слой - мы это сделаем один раз, а где же потом будем зерно выращивать?
Мы провели полное агрохимическое обследование всех своих полей, вносим только те удобрения, которые необходимы для каждого конкретного поля. Наши высокие урожаи - это следствие соблюдения всех правил агротехники, другие хозяйства Псковской области тоже получают схожие результаты, проблема только в том, что не все могут это себе позволить, да и техника у многих старая, а мы каждый год закупаем новое оборудование и стараемся выбрать лучшее, что есть на рынке. Наши высокие урожаи - это не предел, в Дании стабильно получают по 100 центнеров с гектара, мы тоже к этому стремимся.
- На Западе в процессе производства экологически чистой продукции принято сертифицировать не только сам продукт, но и сопутствующие элементы, в частности, почвы и грунты. Делаете ли вы что-либо в этом направлении и вообще насколько актуальна подобная практика для России?
- Как таковой сертификации грунтов у нас нет, потому что наша продукция - это живые товарные свиньи. Но мы внимательно следим за состоянием почвы, регулярно проводим анализы и кровно заинтересованы в том, чтобы почвы не истощались, а приносили хороший урожай много лет.
- Насколько реальны угрозы ежедневно появляющейся информации о чуме в близлежащих районах Псковской области? Какие меры принимаются в хозяйстве с целью недопущения инфекций, сохранения санэпиднорм?
- Африканская чума свиней - это страшная проблема и кошмар всех свиноводов. От этой болезни нет лекарства и вакцины, если она появилась на ферме, выход только один - полное уничтожение поголовья и тотальная дезинфекция, которая может занять несколько лет. Для нас это прямой путь к банкротству, поэтому мы делаем все, чтобы не допустить появления этой страшной болезни. Для этого разработан целый комплекс мер биобезопасности. О душевых и одежде я уже говорила, все ферма делится на «грязную» и «чистую» зоны. В «чистую» зону, где находятся животные, ничто не попадает без дезинфекции. Если работники курят, то сигареты они заранее сдают на дезинфекцию, а потом получают уже внутри.
В «грязной» зоне тоже есть свои ограничения - весь транспорт заезжает на ферму через дезинфекционный барьер, на ферму нельзя приносить свинину в любом виде, поэтому мы организованно кормим всех работников обедами, в котором свинины нет совсем. По нашим правилам работники не должны содержать свиней дома, а если они случайно вступили в контакт с домашними свиньями, например, к ним в гости зашли люди, которые держат дома свиней, они должны обязательно сообщить об этом своему руководителю, и следующие 48 часов мы найдем им работу в «грязной» зоне. Отдельная проблема - дикие кабаны, которые чаще всего и являются переносчиками АЧС. Короче говоря, АЧС - это наша постоянная головная боль, но мы надеемся справиться, хотя расслабляться никак нельзя.
- После вступления в ВТО ввозить племенной скот будет проще? Или ничего особенно не изменится? Новые условия, диктуемые ВТО, скорее, выгодны для российских сельхозпредприятий или многим потребуется господдержка?
- Ввозить племенной скот можно было и без ВТО. Я думаю, что вступление в ВТО принесет много проблем нашим аграриям. Сельское хозяйство в России развивается, но объективно еще отстает от других стран, где не было таких катаклизмов, как у нас.
Без государственной поддержки сельскому хозяйству не обойтись, а у нас получается, что сначала мы вступили в ВТО, а теперь думаем, что делать. У нас до сих пор нет ясности с тем, какие виды государственной поддержки мы сможем получить в этом году. Пока что цены на конечную продукцию - товарных свиней - упали на 30%, а цены на зерно, наоборот, выросли. Мы будем стараться жить экономно, отложим на потом те инвестиции, которые хотели бы сделать, но которые не являются жизненно необходимыми для производства, и будем надеяться, что цены выровняются.
ВТО предполагает конкуренцию, но у нас изначально неравные условия - климат, плодородие почв, уровень механизации, обеспеченность техникой, все это в России пока отстает, а вот накладные и административные расходы выше. В то же время в Европе уровень поддержки сельского хозяйства государством очень высок, там давно уже отработаны механизмы поддержки, вписывающиеся в требования ВТО, а мы только начинаем такие механизмы отрабатывать, так что пока никакой радости от вступления в ВТО мы не испытываем, и я очень сомневаюсь, что нашу продукцию сельского хозяйства в ближайшем будущем пустят на европейские или другие мировые рынки. Остается только надеяться, что хоть какие-то отрасли экономики выиграли от вступления в ВТО, но это точно не сельское хозяйство.
- На данный момент определился ли основной круг покупателей вашей продукции?
- Да, все наши покупатели находятся в Северо-Западном федеральном округе, в основном мы продаем свиней в Псковской, Новгородской и Ленинградской областях.
- Насколько велик спрос на товар? Нет ли ощущения перенасыщения рынка региона подобного рода продукцией? Насколько велика конкуренция на сегодня?
- Спрос на товар стабильный, нашей продукцией, то есть товарными свиньями и соответственно парным мясом, рынок не насыщен, а цены падают от того, что хлынул поток дешевого замороженного мяса и субпродуктов из-за рубежа. При этом о качестве говорить не приходится, так как часть этого, с позволения сказать, мяса была заморожена еще в прошлом веке. В России пока еще не всегда обращают внимание на качество продуктов, главное все-таки цена, но мы видим, что ситуация меняется, все больше людей хотят питаться качественными продуктами.
- Какова социальная политика руководства ООО «Идаванг»? Насколько сложно найти сейчас работников на селе? Ощущается ли нехватка рабочих сил - количественная и качественная? Чем привлекаете работников?
- Мы стараемся быть социально ответственной компанией, мы прекрасно понимаем, что благополучие нашей компании зависит не только от нас, но и от обстановки вокруг нас, поэтому мы стараемся дружить с соседями: по мере возможности помогаем местным властям, поддерживаем коррекционную школу № 3 города Остров, купили специальную кресло-коляску для одной девочки из этой школы и помогли отправить ее на лечение в Петербург. Помогали детскому саду, Спасо-Казанскому женскому монастырю, ансамблю «Заборовские девчата», никогда не отказываем в помощи ветеранам. Когда компания станет рентабельной, мы в разы увеличим бюджет благотворительной помощи.
Наше главное богатство - это наши сотрудники. Нам очень нужны люди, готовые работать не за страх, а за совесть, радеющие о своей земле и общем деле. Мы стараемся, чтобы все наши работники понимали цели и задачи всей компании, мы даже издаем свою собственную газету. Труд в сельском хозяйстве совсем нелегкий, но мы стараемся заботиться о своих сотрудниках, с удовольствием посылаем их на учебу, на семинары, конференции и выставки, проводим праздники и встречи. В 2012 году после окончания сезона все наши механизаторы играли в пейнтбол в Луге, а прошлый Новый год мы завершили турниром по боулингу. Нам хочется, чтобы работать в нашей компании было интересно, и чтобы каждый ощущал себя членом команды, которая делает одно большое дело. Найти работников не так просто, многие уходят, проработав у нас несколько дней, но мы надеемся, что коллектив сложится дружный. В ближайших планах - обеспечить всех наших сотрудников полисами ДМС.
- Образ идеального хозяйства - каков он для вас?
- Идеальное хозяйство для меня - это прежде всего команда единомышленников, неравнодушных людей, которые стараются сделать свою работу хорошо, расти вместе с компанией, постоянно учиться чему-то новому, стремиться к покорению новых рубежей. Самое приятное - ехать по полю на комбайне, смотреть, как бункер наполняется зерном, и понимать, что вот они - плоды нашего труда, их можно потрогать, увидеть. Все-таки сельское хозяйство - эта очень непростое, хлопотное, но благодатное дело.
Напомним, что в этом году ООО «Идаванг» стало одним из номинантов независимой региональной премии Status Media-2012, организатором которой является ИА «Псковская Лента Новостей». В номинации «Регион 60», на победу в которой претендует компания, дается оценка местным предприятиям и компаниям, чья деятельность в общем и целом способствует формированию положительного имиджа Псковской области, а также товарам, которые произведены на территории области или являются неотъемлемой частью повседневной жизни псковичей и жителей региона.
Победители будут определены с учетом SMS-и интернет-голосования читателей Псковской Ленты Новостей, Центра Деловой Информации. Голоса, поданные на двух сайтах, будут суммироваться и учитываться в общем итоговом решении экспертной комиссии. В этом году читатели ПЛН и ЦДИ могут голосовать не только по всему списку участников премии, но и по отдельным номинациям. Также будут учитываться мнения экспертной комиссии и выбор редакции ПЛН.
Объявление результатов и церемония награждения победителей состоится 15 февраля в гигант-холле «Пароход». Специальными гостями праздника станет звезда телепроекта «Голос» великолучанка Анастасия Спиридонова и трио Los Devchatos.
Источник: Pln-pskov.ru |