В прошлом году из США в Россию было импортировано говядины и свинины на сумму около 500 миллионов долларов.
Американские фермеры и представители торговых организаций «разочарованы» намерением России запретить с начала февраля импорт в Россию американской говядины и свинины в связи с содержанием в ней стимулятора роста рактопамина. Однако американская сторона говорит, эта проблема не является такой серьезной, чтобы серьезно подорвать американо-российские торговые отношения.
Об этом «Голосу Америки» заявил глава Американо-российского делового совета Эдуард Верона. Г-н Верона также отметил, что по соглашению между США и Россией, заключенному в рамках вступления России в ВТО, американская сторона предполагала, что никаких ограничений на ввоз американского мяса в Россию наложено не будет. Верона выразил надежду, что противоречие будет разрешено без обращения в судебные органы.
«В моем понимании, Россия обещала следовать резонным, основанным на научных данных стандартам, – сказал Верона «Голосу Америки». – И наше понимание ситуации было таким, что рактопамин отвечает этим требованиям и стандартам, что это приемлемая добавка. Она принята для употребления в США, и разрешения Федерального агентства по контролю за качеством продуктов США достаточно, чтобы он был приемлем для других стран. Это наше представление о ситуации. И мы обеспокоены тем, что Россия вводит эти ограничения после заключения соглашения. Это подрывает уверенность, что Россия будет полностью выполнять требования и принятые ею обязательства. Мы надеемся, что Россия пересмотрит свой запрет».
Он отметил, что американские инвесторы сейчас внимательно следят за различными сигналами, поступающими из России, и не хотелось бы, чтобы у них создалось впечатление, что Россия отступает от своих обещаний.
Аналогичного мнения придерживается и Дэвил Салмонсен, глава Ассоциации американских фермеров. «У нас создалось впечатление, что Россия нарушает свои обязательства в рамках ВТО», – сказал он «Голосу Америки».
Биостимулятор роста рактопамин добавляют в корм крупного рогатого скота и свиней, чтобы животные быстрей наращивали мышечную массу и меньше жирели. Некоторые врачи полагают, что рактопамин токсичен и может приводить к заболеваниям сердечнососудистой, скелетно-мышечной, репродуктивной и эндокринной систем. Однако по данным исследований, проведенных в США, он не опасен для здоровья людей.
Рактопамин запрещен для добавок в корм скоту в 80 странах мира – в том числе, в странах Евросоюза и в Китае. Он разрешен в 27 странах, в том числе в США, Канаде, Бразилии, Мексике. Однако Бразилия, Мексика и Канада уже согласились откорректировать производство говядины и свинины так, чтобы их мясо соответствовало российским требованиям.
В США некоторые политики и представители сельскохозяйственного сектора уже заявили, что российский запрет – это еще одна реакция на принятие американским Конгрессом «списка Магнитского». «Голос Америки» задал этот вопрос Эдуарду Вероне. Верона ответил, что если российская сторона не называет запрет «ответом» – он «ответом» не является.
«У обеих сторон существует желание разграничить политику и торговое сотрудничество, – сказал Верона. – Потому что мы хотим, чтобы наши отношения строились на взаимовыгодной торговле и инвестициях. И многие со мной согласятся, что не в наших интересах, чтобы политические вопросы вмешивались в торговые отношения».
Мнение российской стороны
Свою позицию в отношении «мясного конфликта» пожелал разъяснить и российская Национальная мясная ассоциация (НМА). Связавшись с Русской службой «Голоса Америки», руководитель исполнительного комитета НМА Сергей Евгеньевич Юшин сказал:
«Я не понимаю, почему Америка не может поставлять в Россию мясо без рактопамина? Тем более что это требование России не избыточное, а совершенно нормальное, – считает Сергей Юшин. – Многие американские производители используют корма без рактопамина и продают свою продукцию в десятки стран мира. Поэтому мне не совсем понятно, с чем связано вот эта “надуманность” истории – что это невозможно сделать для российского рынка. Или, быть может, просто нет желания? Ведь ЕС и Китай потребляют американское мясо без рактопамина. Я абсолютно точно знаю, что американские производители приезжали в Россию и объясняли и Россельхознадзору, и российским импортерам, что они могут поставлять свинину без рактопамина: у них есть система отслеживания и контроля. Следовательно, производители могут и хотят это делать».
Сергей Юшин также напомнил, что год назад Россельхознадзор предупредил все страны-экспортеры о предстоящем усилении контроля в отношении рактопамина. «Все кто хотел, мог подготовиться», – сказал он. По словам Юшина, Россельхознадзор не устанавливает нормы – это дело Министерства здравоохранения, а в обязанности надзорного органа входит контроль за их соблюдением всеми операторами рынка.
«Важно сказать, что в России рактопамин не запрещен, он не зарегистрирован. Это значит, что производители не имеют права использовать его как кормовую добавку. С другой стороны, так как он не зарегистрирован, в РФ отсутствуют даже малые уровни наличия рактопамина в мясе – его в принципе не должно быть в мясе, которое потребляется российскими потребителями. А правила должны быть едины для всех», – заключил эксперт.
Напомним, что с 2012 года Россия является членов ВТО. Может ли это как-то изменить ситуацию? Сергей Юшин указал на то, что членство в ВТО не предполагает наличие унифицированных норм для всех стран: «В рамках ВТО за любой страной признается право на собственное представление о максимально допустимых уровнях вредных и опасных веществ. Это связано с тем, что каждая страна имеет свое видение, насколько она хочет защищать своего потребителя. Эти нормы должны быть научно обоснованы».
Эксперт, однако, указал еще на одно обстоятельство: некоторые страны исходят из того, что если не доказано абсолютное отсутствие риска наличия в продукции того или иного вещества, то, например ЕС или Россия, предпочитают не допускать такую продукцию на свои рынки. В США же, по данным Юшина, подход другой: если не доказано наличие риска, то продукция может присутствовать на рынке. «То есть США в этом вопросе более либеральны», – сказал Сергей Юшин.
Отвечая на вопрос о возможных экономических последствиях введенного Россией запрета, Сергей Юшин обратил внимание на то, что в Российской Федерации 80% крупных и средних российских импортеров являются одновременно инвесторами в сельскохозяйственную отрасль страны. «Деньги на инвестиции они получают от международной торговли. Однако я считаю, это не значит, что экономика должна превалировать над вопросами безопасности», – сказал эксперт.
Юшин также напомнил о «куриной войне» между США и Россией в 2010 году, когда в течение 9 месяцев на российский рынок не поставлялось американское мясо птицы. Однако, отметил эксперт, этот инцидент не повлиял на двусторонние отношения, и торговля сегодня «как шла, так и идет».
Источник: Национальная Мясная Ассоциация |