Минсельхоз пока не видит серьезных причин для беспокойства за урожай после столь морозной зимы. И не подтверждает прогнозы экспертов о предстоящем засушливом лете. Об этом "РГ" сообщила министр сельского хозяйства Елена Скрынник на "Деловом завтраке", который прошел в редакции. Она поддержала идею провести вместе с "РГ" конкурс "Лучший хлеб России", пообещала вернуть на прилавки магазинов натуральные российские соки, а также заняться развитием производства детского питания из козьего молока.
Елена Борисовна, первый вопрос, как ни банально это звучит, - о погоде. Хотя она для сельского хозяйства - один из главных факторов, влияющих на урожай. Как могут отразиться аномальные и затяжные морозы, которые на месяц сковали российские регионы, на будущем урожае? Не приведет ли это к росту цен на продукты питания?
Елена Скрынник: На европейской территории России в первой декаде февраля действительно удерживалась аномально холодная погода. Министерство внимательно следит за состоянием озимых культур. В регионах работают агрохимические службы, которые анализируют почвы.
Существует понятие - узел кущения, то есть несколько сближенных узлов, находящихся в основании побегов, в том числе у злаков. На уровне узла кущения температура не опускалась ниже предельно допустимых норм, поэтому серьезной опасности для озимых культур нет. Такие данные приводят агрохимические службы, в частности, в Краснодарском крае, Ростовской области - зерновые там пострадали незначительно.
В среднем потери озимых из-за погодных условий и других факторов ежегодно составляют 10-11 процентов, в текущем году прогноз по гибели - около 6 процентов, и пока этот прогноз министерство не повышает. Важно учитывать, что впереди яровой сев, в ходе которого можно будет компенсировать возможные потери.
Аномально низкая температура, прежде всего, могла отразиться на виноградарстве, на однолетних побегах теплолюбивых плодовых культур. Однако я предлагаю дождаться весны, когда будет сделан окончательный анализ. Кстати, последние два года министерство активно развивает садоводство и виноградарство. В прошлом году из федерального бюджета на эти цели было выделено 400 миллионов рублей. Значительную часть средств получил Краснодарский край.
Некоторые эксперты считают, что высокое атмосферное давление во время морозов может привести к летней засухе.
Елена Скрынник: В первую очередь, возможность засухи не подтверждает Росгидромет. Так что говорить о засушливом лете преждевременно.
Ваш прогноз по урожаю зерновых культур в этом году?
Елена Скрынник: Вы знаете, я осторожна с прогнозами. Давайте подождем точную информацию о состоянии озимых. Тем не менее в министерстве рассчитывают, что урожай зерновых культур должен быть не меньше, чем в прошлом году, когда в стране убрали 94 миллиона тонн зерна. Это очень хороший результат. Производство зерновых - это одно из главных направлений экспорта. К 2020 году мы планируем продавать за границу более 40 миллионов тонн. Это почти в два раза больше, чем сейчас.
Саду цвесть!
Эксперты говорят, что больше половины концентрата - сырья для производства соков - завозится в Россию из-за рубежа. Даже яблочный наши предприятия покупают в Китае. Может, стоит подумать о программе возрождения промышленного садоводства?
Елена Скрынник: Полностью вас поддерживаю. В России реализуется Госпрограмма развития сельского хозяйства. В соответствии с ней в этом году предусмотрен миллиард рублей на развитие садоводства и виноградарства. Кроме того, в госпрограмме до 2020 года предусмотрены субсидии на переработку отечественного сырья. Считаю, что этому вопросу должны уделять внимание и региональные власти. Задача на местах - разработать экономически значимые региональные программы с учетом специфики территорий с целью производства конкурентоспособной продукции. Федеральный центр, со своей стороны, все условия для этого создает.
А как обстоят дела с агрострахованием? Закон вступил в силу с этого года. По идее, страхование посевов и сельскохозяйственных животных тоже должно снижать возможные риски в АПК.
Елена Скрынник: Совершенно верно. Новый закон об агростраховании вступил в силу в этом году. Во-первых, в соответствии с ним 50 процентов страхового взноса аграриям будет компенсироваться из федерального бюджета. На эти цели в 2012 году запланировано 6 миллиардов рублей.
Во-вторых, законом предусмотрено исключение рисков невыплаты страхового возмещения в случае банкротства отдельных страховых компаний. Компенсировать потери будет объединение страховщиков. Это основные преимущества нового закона. И министерство продолжит работать в этом направлении. Рассчитываю, что снижение финансовой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей и созданный запас прочности позволят увеличить долю застрахованных посевных площадей до 70 процентов.
Еще один немаловажный вопрос - возвращение в оборот земель сельхозназначения. Сейчас профильный департамент министерства формирует рабочую группу из числа наших коллег в других ведомствах, специалистов из регионов, которая будет детально и плотно заниматься этим вопросом. Выезжать в регионы, контролировать, в каком состоянии находятся сельскохозяйственные земли, так как, я полагаю, с коллегами в субъектах необходимо работать напрямую, если потребуется, обучать.
На завтрак, обед и ужин
К нашей встрече поступило много вопросов от читателей. Большинство касаются проблемы сбыта и переработки выращенного урожая. Директор сельхозпредприятия из Калмыкии Владимир Цыбулин пишет, что в прошлом году его хозяйство вырастило хороший урожай риса, но продать его по достойной цене не смогли.
Елена Скрынник: С целью регулирования ситуации на агропродовольственном рынке министерство использует механизм государственных зерновых интервенций. В случае снижения цен проводятся закупочные интервенции, которые позволяют стабилизировать ценовую ситуацию. При этом интервенции проводятся точечно в тех федеральных округах, где сезонное предложение существенно превышает спрос. С этого года также реализован механизм обратного выкупа, что позволяет сельхозпроизводителям выкупить реализованное зерно при росте цен на рынке. Кроме того, принята программа развития инфраструктуры и логистики агропродовольственного рынка, реализуются соответствующие экономически значимые региональные программы. Создание инфраструктуры для долговременного хранения позволит сельхозпроизводителям реализовывать свою продукцию в течение всего года, избегая при этом сезонных падений цен.
Хочу в свете озвученного вопроса обратить внимание еще на два важных направления, над которым работает министерство.
Во-первых, в 2011 году мною было проведено более 60 видеоконференций с крестьянско-фермерскими хозяйствами в регионах, и вопрос доступа продукции в торговые сети на этих встречах был одним из ключевых. С этой целью министерством ведется системная работа с компаниями розничной торговли, которая уже дала результаты. В целом ряде крупных сетевых магазинов открыты фермерские столы - специальные прилавки, куда крестьяне могут напрямую, беспрепятственно поставлять свою продукцию. Она не только экологически чистая, но и приемлемая по стоимости, поскольку реализуется без посредников.
Во-вторых, министерство совместно с регионами создает логистические центры. Как пример - Астраханская область, ведущий производитель овощной продукции в России, где ведется строительство десяти подобных объектов. Фермерская продукция в них поставляется напрямую. Кроме того, в логистических центрах проводится обработка, упаковка овощей и доставка их в торговые сети. Такие же схемы начинают работать и в других субъектах. Программа по созданию логистических центров признана экономически значимой для Астраханской области как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Какие еще виды продовольствия Россия готова продавать за рубеж?
Елена Скрынник: Помимо зерновых, наиболее перспективные направления - развитие экспорта масличных культур, мясомолочной продукции, сахара, муки.
Так, по оценкам министерства, объем экспорта мяса птицы к 2020 году может составить 170 тысяч тонн, свинины - 200 тысяч тонн.
В 2011 году российские аграрии вырастили рекордное количество сахарной свеклы - 46 миллионов тонн. И в итоге было произведено 5 миллионов тонн российского сахара. Впервые в истории. Обычно Россия сахар закупает, а в этом году на экспорт уже поставлено 200 тысяч тонн. Рекордное производство сахара является результатом выполнения программы по поддержке свеклосахарного подкомплекса. В нее входит модернизация перерабатывающих предприятий, субсидирование выращивания семян свеклы, господдержка в приобретении минеральных удобрений.
На 25 процентов увеличены продажи за рубеж российского подсолнечного масла. Это важно, потому что переработанная продукция - это товар с повышенной добавленной стоимостью.
Однако всю весну шли сообщения о том, что производственные мощности страны не справляются с выращенным урожаем свеклы.
Елена Скрынник: Да, проблемы были. Совместно с регионами принято решение об удлинении сроков переработки сырья со 110 до 180 дней. В ближайшей перспективе запланирована модернизация предприятий по переработке сахарной свеклы.
В 2011 году увеличены перерабатывающие мощности 18 сахарных заводов. Наибольший прирост мощностей достигнут в Курской, Воронежской, Липецкой областях, Алтайском крае. В Тамбовской области ведется строительство сахарного завода мощностью 12 тысяч тонн переработки сахарной свеклы в сутки. В пяти регионах - Липецкая, Рязанская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края - разрабатываются проекты строительства новых сахарных заводов.
Если картошка - то брянская
А как будут чувствовать себя наши сельхозпроизводители с учетом вступления России в ВТО? Какие риски и преимущества есть для отрасли?
Елена Скрынник: Решение о присоединении к ВТО принято. Вы знаете, что переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет. В итоге условия для нашей страны - одни из лучших.
Во-первых, возможность увеличения поддержки сельского хозяйства для России закреплена в объеме 9 миллиардов долларов. Сейчас эта сумма составляет 5,7 миллиарда. То есть в полтора раза можно увеличивать финансовое наполнение так называемой "желтой корзины" - всего того, что оказывает искажающее влияние на торговлю.
Во-вторых, для России не ограничены меры государственной поддержки на строительство жилья, развитие кадрового потенциала, модернизацию инфраструктуры, мелиорацию. Это так называемая "зеленая корзина", и здесь нет предела. То есть Россия вправе потратить на эти цели столько средств, сколько будут позволять возможности бюджета. Я убеждена: если подойти к этим вопросам серьезно, подготовиться, изучить ситуацию в разрезе регионов, то эффект будет только положительным.
Также не могу обойти стороной еще одну тему, связанную с ВТО. Часто звучит критика, что на российский рынок может хлынуть большое количество некачественной импортной продукции. Например, мясной. Скажу сразу: Россия сохраняет на прежнем уровне квоты на ввоз мяса птицы, говядины и свинины. Кстати, если говорить о свинине, то сейчас в Россию поступает в среднем 500-600 тысяч тонн субпродуктов. Поэтому принято решение о том, что ежегодно будут выделяться средства в объеме 6 миллиардов рублей, чтобы повысить конкурентоспособность российских перерабатывающих предприятий. В этом направлении также ведется работа. Так что в недалеком будущем эти 600 тысяч тонн субпродуктов наше государство сможет производить собственными силами.
Также отмечу, что Россия по-прежнему может проводить антидемпинговые расследования. Кроме этого, снижение пошлин в среднем произойдет на 2,4 процента.
Разумеется, у правительства существует четкая стратегия того, как максимально быстро адаптировать российское сельское хозяйство к условиям ВТО. В рамках данной работы предусмотрено проведение обучающих семинаров в регионах. Мы будем готовить наших специалистов к новым экономическим условиям. Еще раз подчеркну, наша задача - консолидироваться, выпускать качественную конкурентоспособную продукцию и выходить на экспорт.
Мы все любим покупать отечественные продукты. И если клубнику, то краснодарскую, если картошку, то брянскую. Не хлынет ли к нам более дешевый товар? Как министерство планирует защитить покупателя с точки зрения качества продукции и цен?
Елена Скрынник: Я тоже хочу, чтобы клубника была краснодарская, а яблоки - тамбовские. И ответственно заявляю, что качество российской продукции выше ввезенной. А чтобы импортные товары не хлынули, как вы говорите, на отечественный рынок, нужно производить собственную сельхозпродукцию в достаточном количестве, руководствуясь положениями Доктрины продовольственной безопасности.
Я уже говорила о создании новых логистических центров. Это первое. Второе. От некачественной продукции внутренний рынок должны защищать Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Не так давно во время рабочих визитов в Калининградскую и Брянскую области я лично убедилась, что местные лаборатории оснащены самым современным оборудованием. И такие центры существуют во многих регионах. Считаю, что у России хватит опыта и средств для того, чтобы оградить себя от некачественной импортной продукции.
Елена Борисовна, вы много говорили об успехах в свиноводстве. Однако проходят сообщения о новых вспышках африканской чумы свиней.
Елена Скрынник: Да. Ситуация непростая, но мы делаем все, чтобы удержать ее под контролем. Целый комплекс мероприятий реализуется в Белгородской области в рамках региональной экономически значимой программы. Там на ликвидацию заболевания из регионального бюджета уже выделено 400 миллионов рублей. Активно работают в Краснодарском крае. Сейчас и в других субъектах начинают действовать региональные программы по ликвидации африканской чумы свиней и перевода хозяйств на закрытый тип содержания.
Кто должен рассчитываться за потери от африканской чумы свиней - местные бюджеты или страховые компании?
Елена Скрынник: Возможные случаи гибели животных предприятия страховать просто обязаны. Тем более что почти все они работают за счет кредитных средств. Но когда наступает страховой случай, компании четко проверяют - соблюдались ли ветеринарные требования. И, как правило, выполняются эти нормы не всегда. Поэтому в регионах необходимо наведение порядка.
Страхование, прежде всего, касается крупных предприятий и больших хозяйств. А что делать владельцам личных подворий? Кто будет компенсировать людям ущерб?
Елена Скрынник: Хочу обратить особое внимание на то, что цели уничтожать животных не было и нет. Это первое и самое главное. Мы понимаем, насколько важно свиноводство для сельских жителей. Однако люди, работающие в крупных комплексах, не должны содержать свиней на личных подворьях. Потому что нет гарантии, что сотрудник предприятия не перенесет инфекцию из своего хозяйства. Достаточно отнестись халатно хоть к одному из ветеринарных требований, и все 10-тысячное поголовье будет уничтожено.
Еще одну опасность представляют дикие кабаны. Свободно перемещаясь по поселку, они разносят вирус. И в этом направлении приходится принимать жесткие меры.
Конечно, региональные власти должны предлагать владельцам личных подсобных хозяйств альтернативные виды животноводства. Например, овцеводство, козоводство, кролиководство. Кстати, в Белгородской области такая программа принята, и за счет этого поступает федеральное софинансирование. Таким образом, потери животных будут компенсироваться из регионального и федерального бюджетов. Кстати, программа "Начинающий фермер", программа по развитию семейных животноводческих ферм, которые финансируются из федерального бюджета, также предполагают денежную помощь на развитие альтернативных видов животноводства.
Полтора миллиона для начала
Расскажите подробнее о программе "Начинающий фермер". Правительство предусмотрело гранты для всех, кто хочет завести хозяйство, в размере 1,5 миллиона рублей. Не будет ли здесь бюрократических проволочек?
Елена Скрынник: Во-первых, на сайте министерства сельского хозяйства опубликована пошаговая инструкция для фермеров, которые хотят получить от государства грант на развитие своего хозяйства. Раздел так и называется - Программа "Начинающий фермер". Во-вторых, для эффективного выполнения этой работы в каждом регионе также созданы рабочие группы. Я призываю, чтобы эти рабочие группы возглавили губернаторы и лично занимались отбором начинающих фермеров. Глава региона должен знать класс, на который он может опереться в индивидуальном для его территории производстве сельхозпродукции. Не фермеры должны бегать за чиновниками, а чиновники за ними.
В-третьих, в этом году на поддержку начинающих фермеров выделены 2 миллиарда рублей. Софинансируемый только из федерального бюджета грант на создание КФХ может достигать 1,5 млн рублей. Все условия получения грантов представлены на сайте министерства сельского хозяйства. Министерство даже сделало рейтинг регионов, где больше всего вопросов от крестьянско-фермерских, личных подсобных хозяйств, от средних сельхозорганизаций. Есть четкое понимание, кто как работает. Я, например, знаю, что хорошо в этом направлении действуют Мордовия, Белгородская область, Башкортостан, Татарстан.
Елена Борисовна, достаточно большое количество детей раннего возраста страдает непереносимостью коровьего молока. При этом в стране сейчас нет ни одного предприятия, которое могло бы производить детское питание из козьего молока. Стоит ли рассмотреть и такой вопрос?
Елена Скрынник: Мы его уже рассмотрели. Начала работать федеральная программа по развитию овцеводства и козоводства с 2012 по 2014 год. Поддержка этих направлений предусмотрена и в новом этапе госпрограммы до 2020 года.
Отмечу, что сегодня объем производства козьего молока в стране составляет 400 тысяч тонн. Предусмотрено развитие перерабатывающих предприятий в Московской, Кировской, Тверской, Самарской областях и в Республике Марий Эл. В том числе мы отдельно рассмотрим вопрос о производстве детского питания.
Чей хлеб лучше
Читатели интересуются, планирует ли министерство разработать российский продовольственный кодекс. Аналог - "Кодекс Алиментариус" есть у ФАО - продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Специальное подразделение в Брюсселе даже курирует сохранение и защиту традиционных для Европы продуктов питания. Например, французских багета и пармезана, итальянской чиабатты, испанских сыровяленых окороков. Кстати, раньше Россия гордилась своим традиционным ржаным хлебом. Его вкусом восхищались иностранцы.
Елена Скрынник: Отличная идея. Хочу заметить, что в России немало таких уникальных традиционных продуктов и сейчас. Рецептура их приготовления есть в региональных предприятиях. Эту продукцию они с удовольствием демонстрируют на всех выставках. Тенденцию надо популяризировать. Кстати, у нас сохранилось много заводов, которые пекут замечательный российский хлеб. Один из них, работающий в Подмосковье, очень красиво представил свою продукцию на выставке "Зеленая неделя", которая проходила в прошлом месяце в Берлине.
Елена Борисовна, вы сами какой сорт хлеба любите?
Елена Скрынник: Ржаной. Я очень люблю ржаной хлеб.
Давайте проведем вместе с "Российской газетой" конкурс - "Лучший хлеб России".
Елена Скрынник: Я только "за". Это хорошая возможность показать стране работу достойных предприятий, поддержать наших хлебопеков.
В прошлый раз, когда вы приходили к нам на "Деловой завтрак", принесли огромный помидор, который вырастила ваша мама. Она рассаду еще высаживать не начала?
Елена Скрынник: Мама этим занимается постоянно. Кстати, в прошлом году она вырастила не только хорошие помидоры. В министерстве до сих пор стоит 40-килограммовая тыква с ее садового участка.
Источник: Российская газета |