На прошлой неделе буквально «торнадо» пронеслась новость о том, что Финляндия – не в переносном – в прямом смысле, решила отгородиться от России. Поводом для того, чтобы это «пролилось» в российские СМИ (даже ТАСС возбудился!) стала информация государственной телерадиокомпании Yle о заборе, который должен предотвратить опаснейшую болезнь – АЧС.
По АЧС – «великой» стеной?
Итак, если верить Yle, Финляндия – страна на сегодняшний день свободная от африканской чумы свиней, посредством забора намерена уберечься от диких кабанов (они, как ломанутся, а мы им, ап, и заслон!). Разгуливая где попало, эти безответственные животные становятся носителями АЧС, несущих гибель домашним свиньям. Обеспокоенность соседей понятна, хоть АЧС зафиксирована не так уж близко – в 200 км от финской границы.
К слову, это инфекционное заболевание имеет инкубационный период до двух недель – время, за которое, при желании, конечно, можно крепкий забор возвести, но поможет ли это хрюшкам – неясно. Пока же кабанчики шляются через границу, их паспорт и виза – пятачок и копытца.
Но если честно и без иронии, к АЧС нельзя относиться легкомысленно – это страшная, смертоносная беда, так как переносчиками могут быть и зараженные, и уже выздоровевшие животные.
Наш ответ «Чемберлену»
Ленобласть, обеспокоенная новостью про финский «забор», тотчас поспешила заверить: мол, всё спокойно, границы карантина по АЧС кое-где сужены, и вовсе сняты в Старопольском сельском поселении Сланцевского района и Сабского сельского поселения Волосовского района.
Да и вообще, этот самый карантин для региона уже продолжительная история. Если уж говорить про ограждение, то следовало его возвести раньше – он в Ленобласти был объявлен ещё 22 июня. Тогда власти на 60 дней объявили особый ветеринарный режим из-за вспышки АЧС в двух ограничения распространялись на охотничьи хозяйства Волосовского, Кингисеппского, Лужского и Сланцевского районов и личные подсобные хозяйства Сланцевского и Волосовского районов.
Сейчас карантинные ограничения сняты в личном подсобном хозяйстве в деревне Овсище Сланцевского района и в деревне Большой Сабск Волосовского района. К слову, они достаточно далеко от финской границы.
Всего же, со времени обнаружения 10 июня 2018 года первых останков кабана, инфицированного АЧС, в этих районах было уничтожено для регулирования численности – исключения риска 339 и обнаружено 89 останков павших кабанов. А официально подтверждено 32 случая АЧС. В общем о том, что «ни одно животное не пострадало» говорить не приходится. Сражаемся с АЧС, как можем!
Есть ли шанс победить
Пожалуй, шанс победить ПЧС есть. Если, конечно, ушлые кабаны не задумают сделать подкоп под финским забором, который, правда, ещё не возведён, и будет ли построен – неясно.
А если всерьёз, то Россельхознадзор и впрямь обнаружил опасный вирус в биологическом материале диких кабанов, и в таких случаях с потенциально опасных территорий запрещен вывоз мяса и продуктов, в состав которой входит свинина, «под замком» и организация сельскохозяйственных выставок и ярмарок, на которых представлена продукция свиноводов. По-взрослому трясут проверяющие и личные подсобные хозяйства.
Кстати, не лишне знать, что Африканская чума свиней (африканская лихорадка, болезнь Монтгомери) – вирусная болезнь. Сопровождается лихорадкой, цианозом кожи и обширными гематомами во внутренних органах животных. Вирус сохраняется в продуктах свиного происхождения от нескольких недель до нескольких месяцев. А вакцины против него не существует, лечение животных запрещено. В случае вспышки АЧС безжалостно уничтожать приходится все поголовье в радиусе 20 километров от очага заражения.
Нет хоть «мышиной лихорадки»
Принято считать, что вирус африканской чумы свиней не опасен для человека, но при этом специалисты признают, что он недостаточно изучен. Во всяком случае, в Международном классификаторе болезней животных африканская чума свиней относится к списку А, то есть к заболеваниям повышенной опасности.
Прямых доказательств того, что АЧС может быть опасна для человека, нет, – пояснили ivbg ветеринары, но любой вирус склонен к мутации, а значит, непредсказуем. Есть даже ряд (впрочем, неподтвержденных) предположений, что АЧС – один из методов биологической войны, и нет никакой гарантии, что эта опасность не коснется нас.
Раньше, чуть больше года назад, в августе 2017 года, из Ленинградской области вирус африканской чумы свиней (АЧС) попал в Псковскую. Тогда он был найден в сосисках, изготовленных в одном учреждении, подведомственном Управлению Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) и отправленных в другое, расположенное на территории соседнего субъекта РФ. Обеспокоилась тюремная система.
До этого случая чумы свиней в 47-м регионе не наблюдалось больше шести лет. В 2016 году проверяющие обнаружили продавца опасной продукции без документов (самопального шпика, колбас, ветчины), торговавшего на рынке в Сертолово Всеволожского района, и распространения вируса не случилось.
Власти Ленобласти еще тогда рекомендовали мелким свиноводческим хозяйствам переключиться на другие направления деятельности: растениеводство, птицеводство и так далее.
Впервые зарегистрирована АЧС была в начале ХХ века в Южной Африке. Массовые случаи АЧС были десять лет назад в Грузии, после чего вирус появился в России. Болезнь распространена среди диких кабанов и домашних свиней на территории европейской части нашей страны. В 2012 году АЧС достигла СЗФО.
В общей сложности в России было зафиксировано более 500 вспышек заболевания. В 2017 году вспышка африканской чумы свиней произошла в Республике Крым (Белогорский район), в Омской и Псковской областях.
По данным Минсельхоза, только в прошлом году ущерб от африканской чумы свиней (АЧС) в стране превысил 1,5 млрд рублей. А по сведениям Россельхознадзора, прямой ущерб России от эпидемии африканской чумы свиней (АЧС) за всю историю болезни составляет 5 млрд рублей, косвенный – около 50-70 млрд рублей.
Но не будем унывать, и сообщим Финляндии, что, может, Удмуртии ещё хуже: там «мышиная лихорадка»!
Источник: ivbg.ru |