Сегодня ферма «КроШ» работает по хорошо известной кролиководам методике Игоря Михайлова, которая предусматривает содержание животных на открытом воздухе в мини-фермах (материал о системе Михайловского акселерационного кролиководства вышел в журнале «Мясная промышленность» №2 (121) 2018 г. – Прим. Ред.). Согласно этой методике животные постоянно находятся на улице, получают корм по особой системе и круглогодично приносят потомство.
Прежде чем завести свое хозяйство, Кирилл Шештанов прошел обучение непосредственно на ферме Михайлова. Начал с приобретения восьми животных и четырех домиков для них в 2014 году. Сегодня у него 250 мини-ферм, и он рассчитывает в скором времени открыть площадку для выращивания кроликов уже по другой технологии, европейской. Благо земля у предпринимателя находится в собственности, и из трех имеющихся гектаров пока что занят под ферму только один.
– Михайловскую площадку оставлю для получения племенного материала, а на европейской кролики будут разводиться исключительно для мяса, – планирует Шештанов. – Кроликов буду использовать тех же – серый великан и белый великан, но «работать» они будут больше. Если по михайловской технологии крольчиха приносит приплод три–четыре раза в год, то здесь я буду вводить в практику искусственное осеменение, и у крольчихи новое потомство будет появляться шесть–семь раз в год. Сейчас я активно ищу инвестиции под европейскую площадку.
Первоначальные вложения в собственное дело составили 1 млн рублей – начинающему фермеру помогла семья. В эту сумму обошлись обучение, приобретение патента и компьютерной программы, восьми животных и домиков для них, обустройство территории под фермерское хозяйство. До сих пор ему удается обходиться без банковских кредитов: через год после открытия фермы Кирилл подал заявку на грант по программе «Семейная животноводческая ферма» и получил от государства единоразовую грантовую поддержку в 5,5 млн рублей. Добавил к гранту собственные средства, которые требовались по условиям программы поддержки, и вышел на сумму более 8,5 млн рублей.
– Вообще-то я писал бизнес-план на 24 млн, но одобрили меньшую сумму, – рассказывает он. – Была возможность подать заявку на грант в полтора миллиона рублей, но, откровенно говоря, это не поддержка. Что такое сейчас полтора миллиона? И те, кто получает эти полтора миллиона, от силы год–полтора просуществуют, а потом – только на бумаге или закрываются. Я состою в Ассоциации фермеров Ленинградской области, и практически в каждом районе такие случаи есть. Я считаю, это просто нецелевое расходование государственных средств, и не понимаю, почему это не могут остановить? Нужно, значит, создавать рабочие группы, которые будут общаться с фермерами, работать с ними по их бизнес-плану, проговаривать ответственность, помогать рассчитывать свои силы. И мне даже немного обидно: по правилам программы я не могу подавать заявки на новые гранты в течение трех (или, может быть, даже пяти) лет. Хотя вроде бы сейчас пришло письмо, что работающим предприятиям можно будет участвовать в программах поддержки вне очереди, и я считаю, что это правильно. Поддержка нужна все время.
На грантовые средства Шештанов приобрел более 200 мини-ферм, купил оборудование для убойного цеха, обустроил сам цех и аккредитовал его. Работал сразу на перспективу, закладывая производственные мощности и на новую площадку тоже. Несмотря на то, что получить удалось лишь часть от предусмотренной бизнес-планом суммы, от своих намерений предприниматель отказываться не собирается: он рассчитывает постепенно купить оборудование для вакуумной упаковки продукции и расширить ассортимент. Кроме тушек кролика, в скором времени в хозяйстве должны появиться голень, печень и филе кролика в упаковке, а также фирменная кроличья тушенка.
В хозяйстве «КроШ» трудятся три человека, не считая самого владельца бизнеса: зоотехник, который работает с компьютерной программой, ведет всю работу с кроликами согласно системе Михайлова; кроликовод, отвечающий за своевременное кормление, чистоту и уход, и забойщик. Кстати, ветеринар здесь не предусмотрен: кролики-акселераты практически никогда не болеют, животных хозяин вакцинирует с помощью зоотехника, небольшие партии продукции отвозит в ветслужбу самостоятельно, и лишь при большом забое приглашает ветеринара к себе.
– Вакцинация на качестве мяса никак не сказывается, тем более что я не ленюсь, не применяю смешанную вакцину, как это часто делается, а применяю два качественных импортных препарата, — рассказывает он.
Предприниматель уверен, что и с тремя тысячами кроличьих голов этот небольшой штат вполне справится. А вот когда появится европейская площадка, наемных работников, похоже, придется добавить, ведь это совершенно другая концепция предприятия. Здесь появится необходимость в еще одном забойщике (для разделки тушек), зоотехнике (для искусственного осеменения животных) и сотруднике, который следит за бесперебойной работой оборудования. Но это пока лишь планы, а самая насущная необходимость на сегодняшний момент – это специально оборудованный автомобиль для развозки продукции. Сейчас доставка тушек кроликов до клиентов осуществляется раз в неделю на личном автотранспорте, который совершенно не подходит для постоянно растущих объемов поставок. По словам фермера, необходимый ему «Форд Транзит» с холодильной установкой стоит 2 млн 100 тысяч рублей, а если брать его в лизинг – то и все 2,5 млн. Но он не унывает, а как человек с активной жизненной позицией ищет возможности для достижения поставленных целей: предлагает другим фермерам скооперироваться и делать совместную доставку продукции. Кирилл готов привозить мясо птицы, свинину, говядину из Ленинградской области в Петербург и тем самым немного облегчать тяжелую работу по сбыту продукции своим коллегам, а себе – содержание специализированного транспорта.
– На мои предложения фермеры в целом реагируют положительно, и даже сейчас я уже понемногу этим занимаюсь, – рассказывает он. – Наладить сбыт и логистику далеко не у всех получается, и я вполне мог бы стать «мостиком» между фермером и потребителем. Жаль, что пока не все еще понимают, что необходимо объединяться, выступать фермерским кластером, целым районом. Один в поле не воин! А объединение – это сразу и широкий ассортимент, что выгодно покупателям, и общие расходы на транспорт, на бензин.
Вопросы налаживания сбыта заметно беспокоят предпринимателя. Сегодня он привез в город 70 тушек (это примерно 120 кг кроличьего мяса), а чтобы перевозки стали рентабельными, нужно возить минимум 100–150 в неделю. Но спрос на фермерскую продукцию подвержен сезонности: летом он неизбежно падает, осенью постепенно восстанавливается, зимой достигает максимума. Шештанов участвует во всех районных ярмарках и фестивалях, демонстрируя своих кроликов и создавая моду на кроличье мясо.
– В небольших городах ярмарки – это самый эффективный способ донести информацию до конечного потребителя, – считает он. – Работает на все сто процентов. Ведь мясо кролика – это довольно специфический продукт, и здесь предложение порождает спрос. Я пробовал рекламировать свою продукцию и по радио, и в социальных сетях, и в газетах, но не получил никакого результата. У меня есть группа в «ВКонтакте», аккаунт в Инстаграм, но клиенты оттуда практически не приходят. А вот собственным сайтом «КроШ» пока не обзавелся, и это мое упущение. Буду над этим работать.
Сейчас Кирилл поставляет кроликов отдельным покупателям, а также в рестораны, магазины фермерской продукции и на рынки. Открывать розничные точки по продаже своей продукции Кирилл не планирует, а вот с сетями поработать, конечно, хотел бы. В этом деле опыт у него пока что единичный: удалось представить своих кроликов в рамках «Фермерской недели», которую проводил «Ашан».
– Мне тогда предоставили оборудование внутри магазина, и, конечно, продажи были колоссальные, – вспоминает он. – Обычно у меня под реализацию берут 14–15 штук в неделю, а я сам тогда продал 55! Директор по продажам «Ашана» был очень удивлен – говорит, кролик у нас совсем не продается. И это несмотря на то, что «островок» с моей продукцией поставили как раз там, где рядом лежат зелень, салаты, овощи, так что мне не раз пришлось столкнуться и с веганами, и с вегетарианцами! И со мной были готовы продолжать сотрудничество, но пока не получилось. Фермерская продукция – это эксклюзив, и не нужно, чтобы она каждый день лежала на полках, иначе это уже ширпотреб будет. Но дело даже не в этом, и не в объемах, а просто, как я уже говорил, необходимо организоваться всем фермерам, чтобы крупный ритейл мог общаться с одним представителем от всех. Сети не хотят распыляться на личное общение с каждым предпринимателем. Пока этого нет.
Конечно, в перспективе предприниматель нацелен и на выход на московский рынок – там и покупательская способность выше, и тенденция к здоровому питанию четкая. Но до этого еще далеко: впереди наращивание объемов и стабилизация производства, собственная упаковка и регистрация торговой марки, отработка логистических схем и многое другое.
– У меня есть цель – посетить все крупные фермы в России, посмотреть, как они устроены, поговорить с хозяевами. Я не считаю их конкурентами, ведь мы вместе делаем одно большое дело – поднимаем рынок России, формируем спрос на крольчатину. Может, получится и за границу съездить, – мечтает он.
Активности и оптимизму молодого бизнесмена можно только позавидовать. Спрос на мясо кролика на рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти уже вырос. И хочется верить, что бренд «КроШ», который означает «Кролики Шештанова», займет свое место на мясном рынке России.
Источник: sfera.fm |