Имея свой дом и приусадебный участок, грех не распорядиться ими с выгодой для себя — завести корову, козу, кабанчика или птицу. В наше время крестьянский труд можно облегчить с помощью современной техники или оборудования, которое выпускают специально для подворий, и при желании держать несколько буренок, а в придачу живность. Можно оформить ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и вести небольшой бизнес. При этом государство, местные власти окажут необходимую помощь.
Как в деревне заработать на молоке и мясе? Где купить молодняк животных? Чем заменить запрещенных свиней рядом с крупными комплексами? Журналисты «СГ» изучали ситуацию в регионах.
ВИТЕБЩИНА: ЧТОБЫ НАРОД ВЕЛИЧАЛ ТЕБЯ «МЯСНЫМ КОРОЛЕМ», ПОТРУДИТЬСЯ НУЖНО НЕМАЛО
Вьетнамская авантюра или козья перспектива — вот в чем вопрос
Вадим и Марина Башекины из Городка много лет держат крепкое хозяйство. Друзья и знакомые в шутку называют 38-летнего главу семейства «мясным королем». Еще бы! Кого только не было на их большом подворье: куры, индоутки, козы, перепела, обычные белые и вьетнамские вислобрюхие свинки... И это на окраине райцентра. В последнее время в «королевстве» не все гладко. Почему за мясом иногда выгоднее сходить в магазин, а яйца все же брать у своих несушек, узнала корреспондент «СГ».
Вадим Башекин любит трудиться на земле. С улыбкой говорит, что вся его живность, немаленькие огороды, поле — это не столько про бизнес, сколько про особое состояние души:
— Быть хозяином, фермером, видно, на роду написано. Помню, в детстве ровесники гоняли по двору мяч, а я бежал доить корову. И главное — мне это нравилось. Отец никогда не боялся тяжелой работы, сейчас тоже занимается свиноводством. По профессии я мастер сельхозпроизводства, так что диплом не пылится. Собираюсь регистрировать личное подсобное хозяйство. А пока сижу с калькулятором и карандашом — просчитываю выгоду. Трудиться от зари до зари в убыток — сомнительное удовольствие.
Все, наверное, так, но спроси Вадима, готов ли он взять и все бросить, ответ будет: «Нет». У домашних овощей и фруктов, мяса, молока, яиц есть очевидные плюсы. Продовольственная безопасность, натуральность, польза, а еще, как нынче говорят, это — тренд. Таких продуктов в магазине днем с огнем не сыщешь. Например, деликатесного, особой сладости мяса, тушенки, «копченки», пальцем пиханных колбас из тех же вьетнамских вислобрюхих. А перепелиные яйца вообще уникальный продукт, замечает Башекин:
— Это настоящие витамины в скорлупе. Польза огромна! Как и от диетического мяса кроликов. Хочу снова их разводить, ведь держал и по 300 особей. Дело стоящее, хотя немного переживаю за сбыт. Раньше за килограмм крольчатины можно было выручить рублей 9. Сегодня — около 6. Дороже народ просто не возьмет. Перепелок у меня 200. Думаю увеличить количество раз в пять — до 1000. Смысл есть, ведь перепелиное яйцо востребовано.
Хозяин уже начал делать клетки для этой птицы. Если получится, то поставит производство на поток и продажу. Птицеводство в его интересах далеко не последний пункт. И хотя сегодня кур на подворье нет, по весне обязательно появятся. Опыт и оставшиеся инкубаторы пригодятся.
— Буду делать ставку на птицу, — делится собеседник. — В прежние времена у нас было до 150 кур. Яйца «коллекционировал» — собирал по всему району. «Ассортимент» (то есть породы) будет самый разный. Разве что в сторону бройлеров не посмотрю. Уже занимался ими: аппетит у таких несушек отменный, а комбикорм выходит золотым.
Сельскохозяйственную страсть супруга разделяет жена Марина. Вместе они, считай, со школьной скамьи, в семье двое детей — старшеклассница Ксения и десятилетний Даник. По своей профессии медсестра Марина нашла где применить навыки и на подворье. Ввести свинье тот же ветеринарный препарат для нее не проблема.
Едва купив дом на окраине Городка, первое, что сделали, — занялись огородом, вспоминает она:
— Еще с предыдущими хозяевами не рассчитались, а взялись за дело. Чтобы земля не пустовала, сразу посадили картошку. Потихоньку обживались, ремонтировались, закупали скот и никогда не опускали руки.
Вьетнамских вислобрюхих Башекины стали разводить лет 12 назад. Идею подал интернет. Первых пятачков привезли по знакомству из Венгрии. Когда-то заводчики держали и по 200 «вьетнамцев», год назад их осталось 70, а теперь всего с десяток. Вместо них на правах главных — козы, куры и перепела. В чем причина? Их две: снижение цены на мясо, ажиотажа на которое особо нет, и взлетевшие цены на комбикорма, перебои с ними. Раньше у Вадима была небольшая фирма по продаже кормов:
— Закупок хватало и себе, и на продажу. Как оптовик, за 30 килограммов я отдавал рублей 11. Сейчас, после закрытия фирмы, тот же мешок обошелся бы уже в 16. Витебский производитель грешил тем, что мог неделями не продавать ничего. Чтобы не подводить покупателей, пришлось обратиться к минчанам. Логистика и логика отдыхают. Кончилось тем, что бизнес рухнул, а долги остались. В 2018-м корма подорожали процентов на 30, так что исход в любом случае был очевидным.
И все-таки он готов снова ввязаться во «вьетнамскую» авантюру. Для этого важно обновить линию, сохранить чистокровность породы. Один бракованный, слабенький хряк — и пиши пропало. Где же брать надежных производителей? С этим не то что в Беларуси, даже в Украине, традиционно славящейся отличными заводчиками, сейчас туго. Содержать вьетнамских вислобрюхих раз в шесть выгоднее, чем обычных белых, подсчитывает хозяин:
— В среднем на одну свинку положено 45—50 рублей в месяц. Сюда входит комбикорм и растительная пища — трава, картошка да кабачки. Плюс ветеринарные препараты, человеческий ресурс. В среднем нормальный убойный вес для этой породы — 75—80 килограммов, который его пятачки набирают в 7—8-месячном возрасте. В общем, надо задуматься.
Зато у Вадима Башекина нет сомнений в козьей перспективе. Сейчас у городокчанина 11 коз, самых простых, которых удалось купить в окрестностях. А мечтает заводчик о нубийской и зааненской — выдающейся молочной породе. Чтобы от нелегкого крестьянского труда был и толк, и радость.
Источник: sb.by |