Сегодня проявляется тенденция роста цен на многие виды продовольствия, независимо от качества продукции. И от страны производства продукции. Это происходит прежде всего потому, что бизнесу надо срочно поправлять свои дела. Что и делается в первую очередь с помощью роста розничных цен. Но есть и, пожалуй, парадоксальные тенденции в нашем АПК. Воистину, было счастье, да несчастье помогло...
С одной стороны, из-за финансового кризиса падают объемы закупок импортных продуктов, и многие компании уже размышляют о том, как быстрее "избавиться" от импорта. Если точнее — настроены продавать его по заниженным ценам. Тем более это вероятно, поскольку продовольствие за рубежом дорожает, значит, дорожает и его экспорт в Россию.
Вроде бы, в такой ситуации есть очевидный шанс у наших производителей занять "импортную" нишу. И в ряде регионов это происходит. Речь прежде всего о мясе, молоке, большинстве видов сыров. Но в то же самое время, опять-таки, из-за финансового кризиса в большинстве регионов сокращается, а то и вообще прекращается вложение средств в местные сельское хозяйство и пищевую промышленность. Вдобавок, закупщики — как правило, посреднические структуры, связанные с перерабатывающими предприятиями, — в последнее время зачастую отказываются платить даже по "символическим" закупочным ценам. Или вообще отказываются от гарантированных ими закупок. Поэтому в ряде регионов начинается падёж скота и домашней птицы, а, например, молоко сливается... в канавы.
А ведь так было и в 1960-1980-х, когда во имя сельхозимпорта из "братских" и "дружественных" стран надо было не "перебарщивать" с высокими сельхозпоказателями. И ведь закапывались, уничтожались или... шли только в "закрытые" валютные магазины и партгосраспределители "излишки" урожаев плодоовощей, винограда, льна, хлопка, ягод, мясные продукты, а также колбасы, сыры, кондитерские товары, сигареты... А из большинства регионов РСФСР в крупные российские города устремлялись так называемые "колбасные", "сосисочные" поезда и автоколонны, потому что, например, вологодское масло, курские сосиски и/или костромской, угличский сыр жители этих городов могли купить, да и то с трудом, разве что в считанных городах РСФСР. А также в Прибалтике и Закавказье, которые снабжались в 1960-х-1980-х куда лучше, чем российская глубинка.
Но как СЕГОДНЯ в большей мере насытить магазины, да и рядового потребителя отечественным продуктами? Возможно ли это? Скажем, нынешние закупочные цены на мясо почти вчетверо меньше, чем в рознице; на молоко и растительное масло — примерно та же пропорция. А, чтобы не снижать уровень прибыли, к которой привыкли торговые сети с посредниками, цены в рознице, естественно, устанавливаются независимо от спроса и качества отечественной продукции. Многие же производители в такой ситуации (когда из-за финансового кризиса снижаются и без того заниженные закупочные цены) если не разоряются, то, во всяком случае, работают себе в убыток.
Но многие эксперты полагают, что даже при низких закупочных ценах можно насытить рынок отечественным продовольствием. А именно: объемами производства-сбыта. Потому что, если этого не будет, тогда и вправду возникнет дефицит продуктов, по крайней мере, в крупных городах и промышленных центрах. Ибо, с одной стороны, наращивать импорт — что называется, себе дороже. А с другой — из-за упомянутых последствий кризиса в АПК может снижаться производство сельхозпродуктов. "Ценовой" же результат дефицита всегда один: повышение цен.
А как же спрос? С одной стороны, спрос на продукты питания не может быть низким. Другое дело, когда платежеспособность потребителей снижается и, значит, покупается меньше продуктов. Но вот эту тенденцию некоторые аналитики активно "впаривают" как падение, дескать, спроса на продовольствие. А потому, мол, придётся сокращать мощности в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Что, в свою очередь, тоже содействует росту розничных цен.
Вот и получается нечто вроде "кривого зеркала"...
Но минимум в половине субъектов Федерации сельское хозяйство и пищевая промышленность являются "градообразующими", т.е. социально значимыми. Уже только по этой причине, не говоря уже о потенциальных возможностях нашего АПК, его разнообразной сырьевой базе и т.п., есть ВПОЛНЕ реальный шанс. Шанс по-крупному сократить присутствие импортного продовольствия во внутренней торговле. А для этого нужны, прежде всего, такие закупочные цены, которые стимулировали бы производителя. Однако зависит сие от переработчиков сельхозсырья и его полуфабрикатов: согласятся ли они хотя бы частично "поступиться" своими "стандартами" по прибыли и, соответственно, повысить закупочные цены?..
А что касается "ножниц" цен, — достаточно сказать, что, например, закупочные цены на разнообразные сельхозпродукты из развивающихся стран (Азии, Африки, Латинской Америки) — самое меньшее, впятеро ниже, чем те цены, по которым эти товары продаются в магазинах Москвы, Петербурга, Сочи, других крупных городов. Но ведь в том же "коридоре" закупочные и розничные цены на отечественное продовольствие. Словом, и производитель, и потребитель оплачивают растущие издержки торговли.
По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белоновского, уменьшение ассортимента в магазинах — нормальная реакция на происходящее. Просто уменьшается ассортиментная линейка. Если до кризиса на полках было, например, 20 видов подсолнечного масла, то теперь его останется 5 или 10 видов.
Кстати, о сокращении своего ассортимента на днях объявил один из крупнейших "сбытовиков", объединяющий весьма популярные "Пятерочка" и "Перекресток". Продуктов на прилавках этих магазинов станет вдвое меньше по ассортименту, от мяса до напитков.
При этом многие аналитики считают, что в поисках самой низкой цены на продукты все больше потребителей предпочтут продуктовые рынки, ярмарки и распродажи. И, например, в столичном регионе в октябре-начале декабря объемы покупок продовольствия на таких "точках" увеличились чуть ли не в разы. Та же тенденция еще примерно в 30 субъектах Федерации (из 88-ми).
То есть спрос на продовольствие, особенно отечественное, остаётся высоким. А платежеспособный спрос на то же продовольствие — максимальный на тех же рынках, ярмарках, распродажах. Что, в свою очередь, является стимулом для наших производителей (тем более, когда, повторим, всё более невыгоден сельхозимпорт).
Помочь развить эту тенденцию может только государственная политика, направленная на хотя бы на минимальную конкурентоспособность наших сельского хозяйства и пищевой промышленности. В том числе — их "малых" форм, в виде мало- и среднемощных предприятий по переработке разнообразного отечественного сельхозсырья (и, к тому же, это новые рабочие места). Между прочим, такие предприятия создавались даже в годы Великой Отечественной войны.
Источник: Российская газета |