27 января 2011 года состоялось заседание Подкомиссии по производству сельскохозяйственной продукции и ее переработке Комиссии РСПП по АПК (возглавляет подкомиссию В. Бирюков, ГК «Талина»). Обсуждались вопросы стимулирования развития мясного и молочного скотоводства в нашей стране, проблемы повышения эффективности и рентабельности действующих предприятий по выращиванию и переработке скота, а также долгосрочное планирование государственных программ.
В обсуждении приняли участие главы отраслевых союзов и ассоциаций, представители Министерства сельского хозяйства, председатели профильных комитетов Государственной Думы, лидеры отечественного АПК. Докладчики совещания: А. Даниленко (председатель общественного совета при МСХ России); М. Нанушьян (председатель Ассоциации производителей с/х продукции Липецкой области); С. Сергеев (заместитель директора департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Министерства сельского хозяйства России); С. Юшин (руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации); А. Захаров (заместитель директора ВНИИ мясной промышленности).
Статистика утверждает
По предварительным оценкам Минсельхоза, в целом российское животноводство сохранило положительную динамику развития в 2010 г., несмотря на тяжелые погодные условия (засуху) и последствия мирового кризиса. Общее производство скота всех видов и птицы в хозяйствах всех категорий составило 10,5 млн т., что на 5,6 % (на 557,6 тыс. т) больше уровня 2009 г. и на 4,2 % выше целевого индикатора.*
* Целевой индикатор – показатель, позволяющий проводить мониторинг и делать вывод о результативности и эффективности действия принятой программы. Для получения достоверного вывода необходимо оценивать воздействие программы по разным критериям, которые могут выступать в качестве индикаторов (прим. ред.)
Рост объема произошел за счет развития таких отраслей животноводства, как птицеводство и свиноводство, характеризующихся быстрой отдачей финансовых вложений. Увеличение производства свинины выросло на 7 % по отношению к 2009 г. (3100,7 тыс. т.), а птицы – на 11 % (3856,1 тыс. т.).
Увеличилась доля сельхозпредприятий в общем объеме производства птицы и свиней. За последние 5 лет в РФ построено и модернизировано 596 свиноводческих комплексов с использованием современных технологий, в том числе в 2010 г. введено новых и реконструировано 64 объекта.
Но, в то время как объемы производства свинины и птицы в нашей стране постоянно растут, производство говядины остается на уровне 1,7 млн т в убойной массе (3,0 млн т в живой массе). Производство КРС требует специальных мер государственной поддержки, ведь эта отрасль характеризуется рекордно долгим сроком окупаемости финансовых вложений (не менее 10–15 лет!).
Прошедший год характерен снижением поголовья КРС в хозяйствах населения (не в последнюю очередь из-за ожидания подорожания кормов), хотя своевременно принятые правительством меры по ограничению экспорта зерна стабилизировали ситуацию на зерновом рынке. Запрет на экспорт зерна явился действенным фактором поддержки отрасли животноводства.
С другой стороны, другие меры государственной поддержки, такие как реализация ранее принятых отраслевых программ по мясному и молочному скотоводству, первичной переработке скота и производству комбикормов, таможенно-тарифное регулирование, разработка новых федеральных и региональных программ, уже привели к положительным результатам. Так, за 2010 г. существенно увеличилась племенная база молочного и мясного скотоводства: удельный вес племенных животных в среднем по России на 1 января 2010 г. составил 11,66 %. Хотя племенного молодняка в 2010 г. ввезено меньше, чем в 2009 г., что не в последнюю очередь связано с таможенной политикой.
Эти задачи надо решать
Среди принципиальных проблем, требующих решения в первую очередь, обсуждался вопрос о том, какое направление животноводства следует развивать в первую очередь – молочное или мясное скотоводство?
В защиту развития именно молочного направления А. Даниленко привел аргументы, что содержание молочного стада не обходится без появления на свет бычков. Выращивание этих бычков для последующей переработки на мясо, по расчетам аналитиков, ежегодно может давать дополнительно до 500 тыс. т говядины, что не только является источником прибыли для молочной отрасли и фактором снижения себестоимости молочного сырья, а, значит, молочных продуктов для конечного потребителя, но и способом решения вопроса государственной безопасности.
Не отрицая обоснованности этого мнения, С. Юшин твердо выступил за приоритетное развитие именно мясного направления скотоводства, и был поддержан в этом другими докладчиками. Откорм и переработка животных молочного направления на мясо низкорентабельны, это сырье меньше подходит для индустриальной переработки из-за своих характеристик. Для предприятий по убою и первичной переработке – это повышенная трудоемкость, низкая рентабельность и дополнительные расходы по сравнению с переработкой животных мясных пород. Долгая окупаемость инвестиционных проектов по скотоводству – другая насущная проблема, требующая пристального внимания со стороны государства. По словам А. Даниленко, проекты по производству молока окупаются в среднем за 10–15 лет, да и с технологической точки зрения молочное животноводство – одно из самых непростых направлений деятельности.
Для инвесторов проекты с такими сроками окупаемости не являются привлекательными. Существующая на сегодняшний день в министерстве сельского хозяйства система среднесрочного планирования позволяет разрабатывать перспективные программы не более чем на 3–5 лет. Это означает, что бизнес-план развития проекта тоже можно рассчитать не далее, чем на этот промежуток времени, а для расчета окупаемости проектов по скотоводству, как уже говорилось выше, необходимо заглядывать на 10–15 лет вперед.
Не отрицая роли государства в поддержке животноводства и соглашаясь, что объем вложений в рамках целевых программ весьма существенный, участники собрания отметили, что неэффективный механизм распределения поддержки и оценки результатов делают помощь малозаметноых
В качестве одной из первоочередной мер поддержки отрасли С. Юшин называет инвестиции в развитие инфраструктуры села. Докладчик рассказал о крупном пилотном проекте ГК «Мираторг», направленном на воссоздание мясного скотоводства в Брянской области на современном уровне. В этот проект уже вложено более 1,5 млрд руб собственных средств компании. И это – пока реализация нулевого цикла, подготовительного этапа, позволяющего только приступить к созданию основной инфраструктуры. Кроме того, хорошо просчитанный, перспективный бизнес-план вызвал интерес у банков. Так, Внешэкономбанк выделяет кредитную линию около 22 млрд руб, а общий объем инвестиций в рамках проекта приближается к 25 млрд руб. Реализация же всего проекта позволит производить около 45–50 тыс. т говядины в год. Это является наглядным примером того, какие деньги требуются для возрождения всей отрасли.
«Если мы хотим, чтобы в отрасли были новые проекты, модернизация существующих и создание новых предприятий, внедрение инновационных технологий, то мы должны понимать, что государство должно эти процессы стимулировать, – считает С. Юшин, – и, не только путем компенсации ставки рефинансирования, но прямой компенсацией части затрат на закупку племенного и маточного поголовья, новой техники, высокоэффективного оборудования. Помощь государства должна стать не только адресной, но и основанной на четкой системе определения эффективности деятельности предприятий. Поддержка должна распределяться в соответствии с конкретными результатами деятельности, а не по факту простого существования предприятия или хозяйства.
Дефицит говядины на российском рынке – одна из причин стагнации сектора убоя и переработки и в результате огромных потерь ценного сырья животного происхлждения. По словам С. Юшина, в 2005 году аналитики НМА прогнозировали возникновение дефицита говядины в мире к 2015 г., но отрасль испытала серьезный недостаток КРС уже в 2010 г. В прошедшем году с трудом удалось завезти в Россию говядину в объеме, необходимом для работы предприятий отрасли, но резкий рост цен на говядину на мировом рынке (на 30–40 % за год) свидетельствует о том, что, не имея собственной сырьевой базы, страна в скором времени может остаться без говядины вообще.
А. Захаров озвучил некоторые результаты исследований, проведенных во ВНИИ мясной промышленности совместно с Министерством сельского хозяйства. В России насчитывается около 1,5 тыс. предприятий по первичной переработке скота (всего же мясоперерабатывающих предприятий всех уровней производительности и направлений деятельности в прошлом году было около 5,5 тыс.). Из них только 10 % соответствует мировому уровню, но даже с учетом низкой эффективности и морального и физического износа основных фондов, они загружены не более чем на 40 % (средняя загруженность мощностей предприятий Центрального федерального округа – 60 %, по некоторым округам она достигает всего 20 %). Причина этого явления – отсутствие сырьевой базы. Как отметил А. Захаров, в настоящее время многие предприятия не специализируются на убое отдельно КРС или свиней, а имеют комбинированные линии. Участок для убоя и переработки КРС в составе такой линии практически не используется, хотя эти мощности везде учитываются как существующие. В этом и причина столь низких показателей загруженности оборудования.
Отсутствие сырьевой базы означает, что на модернизацию подобных предприятий или строительство новых ни один инвестор не даст средств. Именно поэтому в России проекты по переработке мяса предусматривают сначала создание своей собственной сырьевой базы (организация откорма и выращивания животных, создание кормовой базы (посев кормовых и зерновых культур, производство комбикормов)), и затем только – организацию убоя и переработки на базе реконструированных старых производственных мощностей, или строительство новых мясоперерабатывающих предприятий. Иными словами, в существующих условиях наиболее эффективной оказывается организация вертикально-интегрированных холдингов.
Выступающие выразили озабоченность проходящей реформой ветеринарной службы. Эпизоотическая обстановка и в мире, и внутри страны остается сложной, и ситуация едва ли улучшится в ближайшее время, ведь численность поголовья и концентрация животных растет. Утрата доверия мирового сообщества к российской ветеринарной службе означает, что при всей обоснованности планов поставок российской продукции на мировой рынок, страны-импортеры будут иметь возможность мотивированного отказа в доступе потенциально опасных продуктов из России.
«Мы должны помнить, что, несмотря на инвестиции и государственную поддержку, любое направление АПК, будь то мясное, молочное животноводство, птицеводство или свиноводство, производство кормов без соответствующего уровня развития ветеринарного надзора, повышения его эффективногости и неотвратимости наказания за нарушения ветерианрных требований при производстве и обороте продукции находится под постоянной угрозой уничтожения», – предостерегает С. Юшин. Неоднократно ведущие отраслевые союзы и ассоциации высказывали предостережение тем чиновникам, которые по непонятным для бизнеса причинам пытаются разорвать службу на отдельные звенья, мало зависящие от федерального центра. Сэкономить любым путем бюджетные средства на ветеринарии – также опасный путь, который неизбежно обернется и уже часто оборачивается мноомиллионнными убытками бюджетов различного уровня. Реформу ветеринарной службы если и проводить, то только с учетом мнения профессионалов и международного опыта.
Выход есть?
Участники совещания продемонстрировали конструктивный подход к дискуссии, не только обозначив проблемы, но и предлагая способы их решения.
Уже можно отметить и положительные явления в отрасли. Дефицит говядины заставляет предпринимателей завозить из-за границы бычков на откорм. Но, конечно, отрасль не сможет развиваться только на такой основе – необходимо воссоздание своего племенного стада. Россия сейчас нуждается не в элитных сортах мраморной говядины, а в обыкновенном индустриальном говяжьем сырье, причем в больших количествах.
Возрождение мясного поголовья уже начинается, особенно на тех территориях, где развито пастбищное скотоводство (пастбищный пояс России). Только в прошлом году в министерстве сельского хозяйства одобрено 39 крупных инвестиционных перспективных проектов в этом направлении.
По заданию президента и приказу министра на базе ВНИИМП создана рабочая группа, занимающаяся разработкой программы развития мясной промышленности. Курирует программу департамент пищевой промышленности МСХ. Первый вариант программы уже отправлен в министерство для согласования.
Выделенный здесь желтым абзац я не понял с точки зрения логики. Его надо вообще выбросить, так как повторяются по сути ранее озвученные мысли.
Кроме того, докладчики предложили отказаться от практики возмещения затрат производителей, т. к. подобные меры поощряют увеличение расходов, и перейти к стимулированию увеличения производительности и повышения рентабельности. Для этого надо разработать и утвердить методику определения эффективности работы предприятий и себестоимости выпущенной продукции, поддерживая финансами тех предпринимателей, которые смогли снизить затраты и увеличить объем выпускаемой продукции.
Любой сектор АПК тесно взаимодействует с другими секторами, все участники этого бизнеса связаны множеством хозяйственных отношений, и развитие только одного направления невозможно без обеспечения непрерывности всей производственной цепочки. В связи с этим необходимо скорейшее создание и реализация долгосрочной межотраслевой программы развития всей пищевой промышленности, и в ее рамках – стимулирование молочного и мясного животноводства.
По предложению руководителей ГК «Талина» среди мер господдержки надо предусмотреть создание и финансирование государственной информационной инвестиционно-инфраструктурной комиссии, регулирующей все процессы, происходящие в АПК, оценивающей экономическую эффективность и важность для отрасли отдельных процессов, и перенаправляющей туда финансовые средства в необходимых количествах.
А. Захаров напомнил представителям власти и бизнеса, что, в объеме первичной переработки КРС на долю основного сырья приходится менее 50 %, а остальная часть – это побочное сырье. Поэтому в новых программах надо предусматривать комплексную переработку скота – проектировать не мясо-хладобойни, а мясокомбинаты, тогда инвестиции в подобные проекты будут окупаться гораздо скорее.
Правительство поможет
Подводя итоги дискуссии, С. Серегин уверил собравшихся, что позиция Минсельхоза совпадает с мнением большинства докладчиков: необходима поддержка и мясного, и молочного направления, причем надо начинать с создания сырьевой базы, без которой не смогут функционировать ни молочная, ни мясоперерабатывающая отрасль.
В России сложилась неблагоприятная для безопасности страны ситуация с самообеспечением мясными и молочными продуктами. По данным Минсельхоза, в прошлом году в страну были завезены мясные продукты более чем на 6 млрд руб, и молочные – на 2 млрд руб. Мировые цены на продукты питания за последние 5–6 лет возросли более чем в 2 раза, не в последнюю очередь из-за возросшего спроса в развивающихся странах, в том числе в Китае и Индии. Если эта тенденция будет наблюдаться и дальше, в скором времени вообще не удастся завезти мясные продукты в нашу страну.
Именно поэтому государственная политика сейчас определяет молочное и мясное скотоводство как приоритетно важные направления. Уже действуют 4 целевые программы в рамках МСХ, в том числе по мясному и молочному скотоводству, поддержке семейных ферм, по первичной переработке скота, оказанию экономической поддержки регионально значимым программам.
Для отбора перспективных проектов в министерстве создана рабочая группа и работает межведомственная комиссия. В рабочую группу входят представители бизнеса, представители власти, руководители отраслевых союзов. В комиссию, которую возглавляет Сергей Королев (заместитель министра сельского хозяйства), входят представители Минэкономразвития, Минфина. По словам С. Королева, в прошлом году в комиссии были рассмотрены инвестиционные проекты на общую сумму 200 млрд руб, и после выбора наиболее эффективных им была оказана государственная поддержка в размере 6–7 млрд. руб. Эти данные свидетельствуют, что отбор был достаточно объективный и жесткий.
С. Серегин остановился на реорганизации ветеринарной службы, подчеркнув, что правительство осознает всю степень важности этой проблемы: «Если не обеспечить защиту от болезней, то все вложенные средства будут потрачены впустую», – отметил он.
Кроме того, докладчик уверил собравшихся, что мясное скотоводство будет субсидироваться правительством, и уже есть такая программа.
Далее, по поручению президента, в министерстве приступили к разработке комплекса мер по развитию предприятий пищевой промышленности на 2013–2017 г. Ведется работа по выявлению индикаторов и оценке эффективности вложенных инвестиций. Важнейшей частью этой работы является оценка объема вложенных инвестиций, а на основе этой цифры рассчитывается объем дальнейших субсидий. Предварительная работа должна завершиться к апрелю 2011 г.
Принимая во внимание важность долгосрочного планирования в скотоводстве, в МСХ разрабатывается программа развития до 2030 г. (на 20 лет вперед). В данный момент перспективное планирование затрудняется тем, что нормативы, которыми должны руководствоваться разработчики, рассчитаны на более короткие сроки. Отраслевые научные учреждения сейчас работают над этой проблемой.
В конце доклада С. Серегин сообщил, что производителей продуктов питания наконец-то уравняли в правах с сельхозтоваропроизводителями, о необходимости чего уже долгое время говорили представители бизнеса и отраслевых ассоциаций.
|