meatbranch
support@meatbranch.com ENG
О портале Реклама в журнале Реклама на портале Архив номеров Свежий номер Подписка Электронная версия журнала О журнале

запомнить
Просмотр выпуска
Выпуск №11 2024 г.


Архив номеров | Подписка

Тема номера: «Конкурентоспособность»

  • Плановая и фактическая себестоимость в «1С:ERP Управление мясоперерабатывающим предприятием»
  • Год вкусовых открытий для «Профи.Био»

    Специальная тема:«Праздничный стол»

  • Современная азиатская кухня: новые вкусовые тренды из Кореи
  • «Комплексные решения Almi для ферментированных колбас

    Также читайте в номере

  • Приоритетные особенности пищевой продукции для здоровьесбережения
  • Организация работы микробиологической лаборатории на пищевом предприятии

    Подробнее

  • КОНТАКТЫ
    Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

    Редакция:
    Телефон: +7 (499) 267-40-10
    E-mail: nvy@vedomost.ru

    Отдел подписки:
    Прямая линия:
    +7 (499) 267-40-10
    E-mail: podpiska@vedomost.ru

    Отдел рекламы:
    Прямая линия:
    +7 (499) 267-40-10, +7 (499) 267-40-10
    E-mail: reklama@vedomost.ru

    Вопросы работы портала:
    E-mail: support@meatbranch.com
    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ
    ОТРАСЛЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    ЭКОС – комплексные пищевые добавки и моноингредиенты для мясной отрасли

    "Стала сниться заграница. В отсутствие господдержки Россия отдаст 30% продовольственного рынка иностранным производителям"

    Материал прочитан 1412 раз и оценен
    0

    В отсутствие господдержки в АПК умрут 15-20% производителей — тех, кто не модернизировался. Нам говорят: пусть умрут неэффективные. Может, эта политика через пять лет и окажется правильной, но 30% продовольственного рынка страны мы отдадим загранице, считает президент объединения «Союзпищепром» Александр Берестов.

    Исполнился год вступлению России в ВТО: протокол подписан 22 августа 2012 года. Пророчества по поводу краха экономики в целом не сбылись. Однако сельское хозяйство пострадало, особенно свиноводство и птицеводство. Возросший из-за снижения пошлин импорт привел к падению оптовых цен на мясо птицы и свинину на 15-20%. Не успевшие модернизироваться компании с высокой себестоимостью рискуют уйти с рынка. Сильным игрокам, чтобы заместить выпадающие объемы производства, нужны инвестиции, но риски вложений и сроки возврата средств увеличились, что лишает крупные проекты в АПК прежней привлекательности, считает президент объединения «Союзпищепром» Александр Берестов.

    Птица пролетела

    — Александр Павлович, почему южноуральские птицефабрики в первом полугодии сработали в убыток?

    — Во-первых, из-за прошлогодней засухи цена на зерно выросла вдвое: в 2012 год мы вошли с ценой в среднем 5 тыс. рублей за тонну, даже было 3,6-4 тысячи, а в 2013-й — 10 тыс. рублей за тонну. Комбикорма, соответственно, подорожали с 10 до 15 тыс. рублей за тонну. Из-за роста тарифов выросли и другие затраты производителей. При этом в условиях ВТО европейские поставщики начали заваливать наши прилавки дешевым мясом птицы: за 2011 год завезли 350 тыс. тонн, в 2012-м и в этом году импорт по 500 тыс. тонн, что равно продукции десяти наших крупных птицефабрик. Отечественный птицепром производит 3,5 млн тонн из 4 потребляемых, так что ввозные полмиллиона ощутимо давят на рынок.

    Мы вынуждены держать низкие цены на продукцию, чтобы сохранить рынки сбыта. Покупатель от этого выигрывает, но до поры до времени: вряд ли ему будет хорошо, когда импортная заморозка заполонит прилавки вместо отечественной охлажденной птицы. Отпускная цена птицефабрик снизилась с 84 до 74 рублей за кило мяса. А затраты возросли. Птицефабрики из прибыльных быстро стали превращаться в убыточные.

    — А что с себестоимостью?

    — Она близка к цене продаж. Многие компании стали убыточными не оттого, что неэффективно работают. Наоборот: продуктивность, привесы и прочие производственные показатели как итог модернизации в целом по отрасли выше, чем за два предыдущих года. А экономические показатели по объективным причинам хуже зарубежных компаний, с которым предстоит конкурировать. Если внутренняя среднерыночная цена в стране-экспортере одна, а они продают за рубеж дешевле, то разницу до внутренней цены страны-импортера им доплачивает государство. Поэтому западные производители могут себе позволить продавать дешевле, чтобы вписаться в наши рыночные цены. А российский птицепром аналогичной поддержки не получает. И долго не протянет. На Западе госдотацию получают не только сельхозпроизводители, но и продавцы, работающие на внешние рынки. Так они продвигают свою продукцию.

    — Польский птицепром не выдержал испытания ВТО, не грозит ли эта участь российскому?

    — У нас есть собственная история, когда в 90-е российские прилавки были завалены дешевыми «ножками Буша». В Челябинской области из-за них обанкротилось пять из шести птицефабрик. В живых осталась только «Чебаркульская птица»: Союзпищепром пришел туда инвестором, и нам удалось спасти предприятие…

    Не все птицефабрики успели модернизироваться, и шансы выжить в условиях ВТО без инвестиций в коренную реконструкцию у них невелики. Весь птицепром строился в 60-70-х годах, устарел физически и морально, неконкурентоспособен. Современные технологии становятся более изощренными с точки зрения улучшения результата, на этом стоит мир. Так, на смену напольному содержанию приходит многоярусное клеточное. На тех же площадях в корпусе, где выращивалось 20 тыс. голов, сейчас растет 80 тысяч.

    Из одного кармана в другой

    — По животноводству ударил еще и рост цен на зерно.

    — Рост цен на внутреннем рынке спровоцирован, помимо засухи, экспортом 17 млн тонн зерна за прошлый год. Производителей зерна власть у нас поддерживает: обеспечивает им высокие цены на урожай и возможность продать избыточные объемы. То есть одну дыру в АПК заткнули, производителям зерна прибыль обеспечили. А птицеводам это навредило. Но о производителях прочего продовольствия никто не думает. Политика, может, в принципе правильная: в цепочке производителей продуктов питания первыми стоят те, кто выращивает зерно. Если цена зерна будет низкая, они разорятся, а мы разоримся следом. Но в какой-то момент внутренние цены стали выше западных: больше 17 млн тонн зерна не смогли продать. Потому что спрос и потребление на внутреннем рынке зерна растут, в том числе на 10-12 млн тонн в год — за счет птицепрома и производства свинины. Сейчас нам нужно 80 млн тонн зерна в год, из них 20 миллионов — на продовольственные цели, 60 — на фуражные.

    В этом сезоне по России планируют собрать 95 млн тонн зерна. Скинем 10% на влажность и сор. Урожай обещает быть лучше, чем предыдущие. В частности в среднем по Челябинской области урожайность в этом году выше прошлогодней: 8,6 центнера с гектара (в 2012 году — 6,8 ц/га). Цена от продавца в период уборочной — до 7 тыс. рублей за тонну. Осенью цена традиционно начнет расти и к концу декабря поднимется до 10 тыс. рублей за тонну, а если зерна будет много — до 9,5 тыс. рублей. Но все-таки это не 12 тысяч, как в минувшую зиму.

    Знаете, как прогнозируется цена на внутреннем и мировом рынках? Остатки большие — цена маленькая, остатки маленькие — цена большая. Вот и вся аналитика. Опыт показывает: когда запасов на 8-10 недель, конъюнктура рынка так чувствует этот нерв, что если остатки на протяжении этих двух-трех месяцев вдруг начинают уменьшаться, тут же взлетает цена. Так и на других рынках, той же нефти.

    — Негативные последствия, связанные со вступлением России в ВТО, усиливаются, помимо низкой эффективности государственного регулирования продовольственного рынка, низким уровнем господдержки сельского хозяйства?

    — Если мы, производители продуктов питания, покупаем по дорогой цене зерно, тем самым поддерживаем крестьян на плаву, то хотелось бы и нам получать адекватную поддержку. Так, значительная часть себестоимости нашей продукции зависит от цен на энергоресурсы — вся производственная технологическая цепочка работает на электричестве, а зима у нас девять месяцев.

    В России для крестьянства в животноводстве электроэнергия дороже, чем в Евросоюзе: тарифы в свое время были задраны слишком высоко. Сейчас энергокомпаниям ударили по рукам, и у нас на 10-12% снизилась плата за электроэнергию против прошлого года.

    Нам говорят, что нас поддерживают. Но разговор идет только о субсидировании 2/3 ставки рефинансирования по кредитам, которые мы взяли на восемь лет, а само тело кредита не списывают. Вернуть инвестиции можно только с объема продаж. Но нормальной цены на нашу продукцию нет, потому что высока конкуренция с дешевым, более дотированным импортом. На гектар пашни в России дают субсидии в среднем 9 долларов (270-280 рублей), в Америке — 80 долларов, а в Европе еще больше. Поэтому мы не можем конкурировать на равных.

    Есть продовольственная доктрина: мяса у нас должно быть 90% собственного производства и 10% — завозного. Она не выполняется. Сегодня минимум 18% завозного. Свиноводов наших угробили за полгода: завезли столько импорта, что отпускная цена мяса в мае — апреле упала до 90 рублей за кг. Производители свинины еще в большем убытке были, чем птицеводы, эта ситуация длилась до конца июля. Сейчас свинина поднялась до 120 рублей. Но появилась новая напасть — африканская чума: стали забивать свиней. и производство мяса сократилось, и завоз по импорту.

    Ни макарон, ни стратегии

    — Вопрос стратегии: что нужно делать, чтобы сохранить сельское хозяйство?

    — Аграрная стратегия не догма, а рабочий инструмент, который совершенствуется по мере появления новых вызовов. Было время, когда Россия ставила перед собой задачи по экспорту зерна. Сейчас этого недостаточно. Надо везти не зерно, а продукты. Развитие продовольственного рынка в целом очень перспективно. Население земли растет, возможности производства продуктов питания ограничены. Россия может стать серьезным игроком на этом рынке. Пример показывает Турция. Посевов зерна у нее мало, а мукомольная промышленность постоянно идет в гору: турки покупают зерно в Украине, России, Казахстане, перерабатывают в муку и продают колоссальное количество ее на Ближнем Востоке, в Северной Африке — там, где своего зерна нет. Это наши упущенные возможности. Считаю, что продукция нашей крупяной промышленности могла бы занять первые позиции в мире, как итальянцы по макаронам. В Италии производят 3 млн тонн макарон, из них 1 миллион поставляют на экспорт. Мы можем продавать до 25% продукции, выиграет и крестьянин, и производитель.

    — Страны-участницы ВТО давно научились защищать своих аграриев. Какой инструментарий должна освоить Россия?

    — Продовольственного лобби у нас нет. Нет и органа, который занимался бы продвижением сельскохозяйственной и пищевой продукции на рынки дальнего и ближнего зарубежья. Министерство сельского хозяйства занято производством.

    В свое время было министерство внешней торговли. Сейчас его функции отдали в Минэкономразвития. Никому там это не надо: сидит один-два представителя в стране и пишут отчеты о состоянии внутреннего рынка, вот и все. А в итоге нам невозможно пробиться на рынки Европы, мира. Мы сами понемногу проникаем, удаются отдельные поставки, но до значительных объемов далеко. Свой рынок надо защищать разными способами: дотацией, ограничением лишнего ввоза. Ничего этого в должной мере не делается.

    С одной стороны, ВТО заставляет нас развиваться в конкурентной борьбе. С другой — это, безусловно, угроза сродни приватизации: потеряли 20 лет и поняли, что провели ее неправильно, эффективного собственника не получили. Он только вот-вот сформировался в какой-то степени, и то не до конца. Миллиарды уходят за границу, потому что собственникам не хочется вкладывать в развитие своей страны: они живут себе там, им хватит еще на несколько поколений, для детей и внуков.

    ВТО приведет к тому, что если не будет адекватных мер поддержки, умрут 15-20% производителей — тех, кто не модернизировался. Нам говорят: пусть умрут неэффективные. Может, эта политика через пять лет и окажется правильной, выживут сильнейшие. Но 30% внутреннего рынка мы отдадим загранице.

    — Видны ли вам изменения в позиции государства по поводу увеличения уровня поддержки в ВТО?

    — Нет, сейчас бюджет в России очень напряженный. Производство падает, если раньше был рост ВВП не менее 6-9%, то сейчас уже меньше 2%, откуда деньги возьмутся. Налогов по первому полугодию 5% недобрали. Такие дотации крестьянству — это пародия. Пример: если взять среднее хозяйство, у которого 10 тыс. га, умножить на 9 долларов или на 33 рубля, получаем 3 млн рублей. А такие хозяйства производят продукции минимум на 100 млн рублей. Так что эти 3 млн рублей госпомощи — капля в море.

    — Мизерная поддержка делает производителя неконкурентоспособным. Как это учитывают стратегии крупных игроков в АПК, агрохолдингов?

    — За ближайшие 3-5 лет выработается тактика выживания. Прогнозируемых укрупнений не будет, потому что никто не будет сейчас покупать то, что не приносит прибыли, вкладывать деньги туда, где нет отдачи. Начинать новые проекты птицеводства — риски колоссальные. Когда мы три-четыре года назад начали модернизацию, окупаемость была 5 лет. Сейчас она растянулась на 7-8 лет, а завтра может достичь и 9-10 лет. Инвестор десять раз подумает: надо ли вкладывать в неэффективный проект?

    Еще одна уязвимая точка отечественного АПК — слабая инфраструктура. Современное оборудование на предприятиях требует и современной инфраструктуры. А электросети, например, не способны увеличить нагрузку. Вот мы поставили новую фабрику на 50 тысяч голов. А сети все старые, пятидесятилетней давности, про дороги просто невозможно говорить.

    Продажа продукции за границу связана с логистикой, с портами, сухогрузами. Пример Японии: покупает зерно в Америке, Канаде и в Австралии, завозит по часовым графикам. У японцев жесточайшая логистика, они не могут себе позволить строить на ограниченном пространстве склады сырья и продукции, у них все идет потоком.

    Мы могли бы свое алтайское, красноярское, иркутское зерно поставлять в Японию, от Владивостока до Токио по морю — рукой подать, но нет зерновых портов, к тому же в этом направлении ограниченная пропускная способность по БАМу. Это лишает нас колоссального преимущества по сравнению с другими более удаленными поставщиками зерна в Японию. В Юго-Восточной Азии живет 30% населения земли. Но нет у нас туда пути. Инфраструктурные проекты надо делать.


    Как повысить градус надежности в термокамереКак повысить градус надежности в термокамере
    Наиболее энергоемким и длительным процессом в производстве мясных изделий является термическая обраб...
    Мониторинг состава мясного фарша в потокеМониторинг состава мясного фарша в потоке
    Важность постоянного мониторинга производства мясного фарша признается всеми производителями, потому...
    Нанотехнологии –  NOVAя реальностьНанотехнологии – NOVAя реальность
    Можно отметить, что набор инструментария в виде пищевых ингредиентов уже сформирован, что сразу ста...
    Вкус как наука: арсенал решений для мясной промышленностиВкус как наука: арсенал решений для мясной промышленности
    Компания Kerry, один из мировых лидеров на рынке продуктов питания и пищевых ингредиентов, давно и ...
    Рецептуры Clean-Label: текущие запросы потребителей, новые концепции продуктовРецептуры Clean-Label: текущие запросы потребителей, новые концепции продуктов
    Разработчики компании HYDROSOL предлагают крайне востребованные сегодня технологические концепции, с...
    Технология применения  панировочных системТехнология применения панировочных систем
    Основными аргументами в пользу нанесения панировки на пищевые продукты является улучшение их характ...
    Целлюлозные оболочки –  взвешенное решениеЦеллюлозные оболочки – взвешенное решение
    В последние годы сосисочные изделия стали занимать весомое место в структуре потребления мясопрод...
    Автоматизация составления рецептур весовым методомАвтоматизация составления рецептур весовым методом
    В условиях жесткой конкуренции производители продуктов питания вынуждены постоянно повышать производ...


    ПОИСК ПО САЙТУ
      Карта сайта
    Выставка «Продэкспо 2025»

    Зарегистрированных посетителей: 10030

    Амитекс Сонет
    Амитекс Сонет выпускается с уже закреплённой на поверхности текстильной нитью или пластиковой лентой

    Пара-гидроксибензойной кислоты гептиловый эфир
    Консервант.  Запрещен для применения в качестве пищевой добавки или для производства продуктов питания на территории Российск...

    Бифенил, дифенил
    Консервант. Разрешен для применения в качестве пищевой добавки или для производства продуктов питания на территории Российско...

    Аскорбат натрия
    Антиокислитель. Разрешен для применения в качестве пищевой добавки или для производства продуктов питания на территории Российской...
    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    Еще по теме "Развитие животноводства в России"

    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения

    support@meatbranch.com
    © 2007-2024. Издательский дом "Отраслевые Ведомости". Все права защищены
    Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал
    Fri, 22 Nov 2024 11:24:19