Анатолий Кичановский, директор ЗАО “Ритм”, Украина:
“Сложилась непростая ситуация в структуре производства мясо-колбасных изделий: реально на второй сорт приходится около 70%, а на первый — лишь 30%. Но устаревшие документы, регламентирующие производство в мясной отрасли, вынуждают мясопроизводителей скрывать реальное соотношение сортности. Именно от этого напрямую зависит срок реализации товара, а торговые сети не берутся реализовывать продукцию с коротким сроком хранения”
— Анатолий Всеволодович, скажите, пожалуйста, насколько сегодня для Вашего предприятия ощутим дефицит мясосырья?
— Если смотреть на поверхность вопроса, то, к примеру, наш колбасный и убойный цеха дефицит не ощущают совершенно. Так, если в прошлом году предприятием было произведено 150 тыс. тонн мяса, то за пять месяцев 2006 года — все 230 тыс. тонн. Другое дело, если мы имеем в виду дефицит мяса в общегосударственных масштабах. Тогда, конечно, нехватка сырья, а особенно сырья нормального качества и по соответствующей цене, все еще наблюдается.
Однако, как человек, занимающийся мясопереработкой, с уверенностью могу отметить, что свинины в настоящее время вполне хватает. Предложение сегодня есть, да и цена вполне приемлема. По некоторым данным, она падает просто ежедневно, так, например, сегодня свинину предлагают по 12 грн. (для сравнения, еще несколько месяцев назад свинина стоила не менее 16 грн. за 1 кг живого веса — прим. ред.). Вследствие этого импортировать свинину сегодня нет необходимости. Свининой стало выгодно заниматься, отсюда значительно увеличилось количество желающих вкладывать свои деньги в эту отрасль — она стала привлекательной для иностранных инвесторов, которые дают деньги для развития свиноводства.
Все это обеспечило хорошие темпы. Причем растет не только поголовье, но и продуктивность производства. Правда, зачастую поголовье увеличивается за счет того, что перерабатывающие комбинаты отказываются брать наших свиней, отдавая предпочтение более дешевому импорту. Другое дело, дефицит сала. Ведь в связи с “оккупацией” украинского животноводческого сектора самыми разнообразными зарубежными технологиями, производство такого ценного в мясопереработке продукта, как сало, стало попросту сводиться к нулю.
С крупным рогатым скотом ситуация все еще довольно сложная. Чтобы вырастить корову, нужно намного больше времени. Свиньи растут быстрее, кроме того, свиноматка может дать в год два опороса, корова же телится раз в год, и то одним теленком. Поэтому для увеличения поголовья крупного рогатого скота нужно намного больше времени. А когда в хозяйствах проблемы с горючим, они в первую очередь избавляются именно от коров.
— Значит, сегодня все-таки есть смысл импортировать в страну дополнительные объемы мяса? Если да, то по какой схеме — общее снижение пошлин или квотирование?
— Действительно, поголовье скота несколько уменьшилось, хотя в начале года оно росло. Основная причина — низкая рентабельность производства. Сейчас заниматься мясом, кроме птицы и, в последнее время, — свинины, производителям просто невыгодно. Поэтому, думаю, что в данный момент такая необходимость все-таки существует. Другой вопрос, по какой схеме производить эти поставки.
Ведь если снизить таможенную пошлину, то государство недополучит каких-то денег. Поэтому квотирование — вот вполне приемлемое решение этого вопроса. Сегодня квоты стали вынужденной, но необходимой мерой защиты рынка от растущего дешевого и не всегда качественного импорта, который поставил под вопрос само существование отечественного мясного производства. А квотирование выгодно и производителям, и потенциальным инвесторам в эту отрасль. Но при принятии решений о его объемах и параметрах необходимо взвешивать возможные последствия для каждого сегмента мясной промышленности.
— Как Вы оцениваете поступление импортных живых свиней из Польши? Продолжаются ли эти поставки, по вашим данным?
— Дело в том, что должна быть здоровая и оживленная конкуренция на рынке мяса и мясных продуктов. Как таковой необходимости что-то запрещать сегодня нет, ведь никаким эмбарго ничего не изменишь. Если в Польше свинина гораздо дешевле нашей, то не надо выискивать разнообразные зацепки и “дурить”, что их свинина хуже, а наша лучше. В первую очередь надо стремиться к тому, чтобы урегулировать цену на аналогичный товар внутри страны. Поэтому, я считаю, необходимо дополнительное дотирование производства свинины.
— Анатолий Всеволодович, как Вы думаете, существует ли сегодня необходимость пересмотреть требования, выдвигаемые к сортам мясосырья, исходя из его качества?
— Работать по ГОСТам, которые действуют еще со времен Советского Союза, в нынешних условиях просто невозможно. Поскольку сегодня несколько другой выход мяса, да и его качество тоже. По этой причине наши специалисты сейчас обратились в Национальную ассоциацию “Укрмясо” с просьбой разработать специально под наше предприятие нормы. Ведь если разобраться в сложившейся ситуации, то в структуре производства мясо-колбасных изделий второй сорт занимает около 70%, а первый — лишь 30%. Это не вполне нормально. Особенно, если учесть то, что многие мясопереработчики сегодня пытаются скрыть истинные объемы продукции того либо другого сорта, ведь срок реализации товара напрямую зависит именно от сортности мяса, из которого был произведен этот продукт.
— Может еще один контролирующий орган, в виде дегустационной комиссии, все-таки сможет помочь разобраться в этой ситуации?
— Дегустационная комиссия? Очень сомневаюсь. Хотя многие сегодня и утверждают, что результатам, полученным от профессиональной дегустационной комиссии, можно полностью доверять, так как они являются полностью объективными и получены с соблюдением методологии дегустационного анализа. А наличие на предприятии этого контролирующего органа, его слаженная профессиональная работа значительно экономит время и маркетинговый бюджет при разработке нового продукта где-то на 30-40%. Однако, не взирая на все эти заверения, я считаю, что как таковой необходимости в создании еще одного контролирующего органа нет, особенно если учесть то, что их у нас и так слишком много. Да и если разобраться, то наилучшим оценщиком всегда был и будет только покупатель, который сам решает, что и у кого ему покупать. Государство просто решило дать жизнь еще одному своему детищу, пополнить, так сказать, ряды отечественных контролирующих органов.
— Не страдает ли Ваше предприятие от контрабанды готовой продукции?
— Естественно, как и на любом рынке, у нас существует “серый” и “черный” импорт не только сырья, но и уже готовой продукции. Известны некоторые случаи, когда использовалась возможность ввоза готовых мясо-колбасных изделий неизвестного происхождения через Белоруссию, Польшу. Но наши правоохранительные органы не очень-то постарались пресечь такие поставки. Что касается контрабанды, то у меня складывается впечатление, что время от времени нелегальные поставки все же происходят.
— Как Вы считаете, не решит ли этот вопрос вступление в ВТО?
— Одной из основных задач ВТО является предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения. Поэтому самое лучшее, что могла бы сделать власть, — это уже сейчас создать условия наибольшего благоприятствования отечественным компаниям, занятым в сфере производства продуктов питания. Кроме того, следует учитывать, что все это позволит повысить привлекательность рынка для иностранных инвестиций, необходимых ряду украинских фирм. Не знаю, как люди могут не понимать, что вступление в ВТО нам просто необходимо, поскольку мы уже полностью созрели к этому, наша продукция начинает отвечать международным стандартам, а контрабанда настолько мощная, что с ней пора что-то делать. Конечно, нас ждет волна слияний и поглощений среди отечественных фирм, а многие небольшие мясокомбинаты исчезнут, не выдержав конкуренции. Впрочем, на мой взгляд, это в целом положительно отразится на рынке как готовой мясо-колбасной, так и другой продукции. Если говорить о нашем предприятии, то над вопросом интеграции в ВТО специалисты ЗАО “Ритм” работают вот уже год. Во-первых, на предприятии активно занимаются внедрением системы качества ISO 90001, производится аттестация производства: а это и убойный, и колбасный и рыбный цеха и многое другое.
Справка
ЗАО “Ритм”
Создано: в 1936 г.
Сфера деятельности: производство мясо-колбасной продукции (мясные полуфабрикаты, сосиски, мясные деликатесы, колбасы, копчености, мясные и рыбные консервы).
Количество работников: 270 чел.
Производственные мощности: убойного цеха — 15 тонн мяса в день; колбасного цеха — 2–3 тонны готовых мясо-колбасных изделий в день.
Экспорт: до введения РФ эмбарго предприятие занималось экспортными поставками говядины 1 категории, порядка 1,5 тыс. тонн мяса в месяц (18 млн грн.)
Источник: Meatbusiness.ua |