Сибирская аграрная группа" завершила реализацию всех ранее начатых инвестпроектов, самым крупным из которых является свинокомплекс "Уральский" в Свердловской области. Но и впереди перед компанией стоят большие задачи: уже есть планы по строительству еще одного крупного производства в Сибири, другой проект – также в Сибирском регионе – находится на стадии переговоров.
- Андрей Петрович, во время кризиса правительство РФ отобрало почти три сотни системообразующих предприятий, которым обещало всемерную поддержку. "Сибирская аграрная группа" также была включена в этот список. Какую господдержку вы получили?
- Приходится констатировать, что сколько мы ни пытались найти в этой ситуации что-то положительное для нашего бизнеса, ничего не получилось. Почему-то все громкие заявления и обещания до конкретной реализации не доходят. На встречах с министрами мы говорим, что у нас происходит рост основных финансовых показателей, и все разговоры, по большому счету, на этом и заканчиваются. Но ведь мы реально могли бы при должной поддержке сделать в разы больше, подняв мясоперерабатывающую промышленность не в одном регионе страны!
Сегодня я вижу, что никакой своевременной помощи ни от кого ждать не приходится. Напротив, из тех предприятий, которые еще дышат, пытаются выжать все возможное. А помощь приходит тогда, когда "пациент уже скорее мертв, чем жив". Не думаю, что такая ситуация кому-то выгодна - ни банкам, ни государству, ни бизнесу, ни потребителям этого не надо. Просто так складывается. Каждый менеджер, каждый чиновник пытается ужесточить требования, чтобы "прикрыть" себя на случай форс-мажора. А в итоге получается так, что все вместе они рубят сук, на котором сидят. Так что ситуация у нас непростая, особенно по крупнейшему проекту - свинокомплексу "Уральский".
- Сколько средств вам необходимо на завершение строительства первой очереди этого свинокомплекса?
- На Урале мы столкнулись с двумя серьезными проблемами. Во-первых, нынче нам как никогда необходимо было большое количество краткосрочных ресурсов, которые были необходимы на наращивание стада - в общей сложности порядка 500 млн рублей. С этой проблемой мы, несмотря ни на что, справились, и сегодня у нас на Урале 100 тысяч голов животных - практически плановый показатель.
Вторая проблема - необходимость завершения строительства первой и второй очереди свинокомплекса. Все первое полугодие мы бились над тем, чтобы получить обещанный ранее кредит Газпромбанка. В конечном итоге мы деньги получили, однако задержка платежей составила 3-4 месяца, и это сильно сказалось на результатах производственной деятельности томских предприятий. Потому что в таких условиях только имеющиеся мощности могут выступать финансовым донором.
Но возникла другая, хотя и вполне предсказуемая, сложность. Бизнес-план свинокомплекса "Уральский" готовился в 2005-2006 годах, с тех пор прошло большое количество времени. За это время произошли серьезные изменения в стоимости строительно-монтажных работ. Сегодня, чтобы завершить первую очередь свинокомплекса, нам необходимо дополнительно 400 млн рублей.
Тот же Газпромбанк предлагает нам соответствующий заем под 26% годовых! И это при ставке рефинансирования ЦБ в 9%! Кроме этого с нас также требуют передачу 10% акций некоей коммерческой структуре. Банк видит, что у нас ситуация безвыходная, поэтому предлагает такие выгодные для себя, но убийственные для нас, условия. Мы не можем себе позволить взять такой кредит.
- На что должны пойти эти 400 млн рублей?
- Мы закончили основные строительно-монтажные работы, остались работы по благоустройству, воде и так далее - все это мелочи. Но у нас также имеется задолженность перед поставщиками. Надо сказать им большое спасибо, что идут навстречу и производят большое количество работ в долг. Тем не менее, рассчитаться за них нам будет необходимо.
И все-таки свинокомплекс в Свердловской области достроен, в конце первого квартала 2010 года мы выходим на проектную мощность - производство ежегодно 25 тысяч тонн мяса.
В четвертом квартале у нас уже забито порядка 35 тысяч голов со средним весом 120 кг - это весьма хорошие показатели. Так что мы ожидаем, что уже в первом квартале новый свинокомплекс начнет приносить прибыль.
- Но ведь это только первая очередь свинокомплекса. Насколько известно, там еще необходимо построить некоторые производственные мощности.
- Конечно, не обошлось без нюансов. Изначально у нас предусматривалось строительство убойного цеха и цеха первичной переработки, но в связи с кризисом о дополнительном финансировании на эти цели не может быть и речи. Получается, что свинокомплекс построен, но стоит без бойни.
К сожалению, по многим причинам мы не можем подключить к софинансированию этого проекта другие финансовые структуры, а Газпромбанк нам в этом категорически отказывает. Каковы причины, движущие финансистами в отказе от разумного и необходимого решения, мне непонятно. Ведь первичная переработка - это неотъемлемая часть процесса. А ее отсутствие ставит под угрозу проект в целом.
- Стало быть, пока нельзя сказать, когда продолжится развитие свинокомплекса?
- На то, чтобы построить скотобойню, необходимо порядка 900 млн рублей. Но это была бы суперсовременная скотобойня, каких к востоку от Урала нет вообще.
Однако под влиянием кризиса в Свердловской области появились предложения о продаже предприятий, которые имеют возможность заниматься убоем и первичной переработкой мяса. Поэтому нам необходимо порядка 300 млн рублей для того, чтобы купить и довести до ума существующие производства. По сравнению с общей стоимостью проекта - около 5 млрд рублей - такие деньги неизмеримо малы, а риски срыва проекта кратно увеличиваются. О чем думают наши финансовые "партнеры"? Остается этому только удивляться.
В целом, конечно, выход из ситуации мы найдем. В крайнем случае, можно забивать животных и в Томске, и в Нижнем Тагиле. Хотя, опять же, надо признать, это не совсем то, что надо, поскольку качественные, а - главное - количественные показатели этого забоя нас не совсем устраивают.
Проект, конечно же, будет реализован, потому что все основное построено, есть где содержать животных, где их кормить. Существуют проблемы операционного характера, но мы их будем решать.
- Как обстоят дела в родном Томске? Здесь, насколько известно, в завершающей стадии находится объединение двух мясокомбинатов?
- Действительно, строительные работы завершены, остались небольшие недоделки. По мере увеличения производства помещение достраивалось, доделывалось. В итоге работа шла неэффективно. То, что теперь у нас будет, выполнено специалистами-технологами. Это значит, что все процессы выстроены в единые технологические цепочки, которые позволят минимизировать издержки и улучшить качество продукции.
- А что будет с площадкой, с которой уходит производство?
- Пока решение не принято. Изначально там предполагалось построить жилой квартал, поскольку площадка прилегает к крупному жилому району - Каштаку. Как производственную мы ее точно использовать не будем. Пока законсервируем, а потом посмотрим, что дальше делать.
- У вас был проект строительства фермы крупного рогатого скота в селе Новокусково Асиновского района Томской области, но он заморожен. Не планируете его реанимировать?
- Это хороший проект, и надо решать эту проблему. Но как ее решать, мы пока не знаем. При сегодняшних ценах на молоко срок окупаемости проекта составит 150 лет. Ни один банк не пойдет на его финансирование.
В принципе, построить ферму можно на условиях частно-государственного партнерства. Например, государство может быть собственником объекта на инвестиционной фазе, либо дотировать производство на инвестиционной фазе, разницу между ценами на рынке и себестоимостью.
Подобные примеры есть. Есть регионы, где государство компенсирует 50-70% стоимости строительно-монтажных работ, дает бесплатно племенной скот - в этих регионах и развивается производство крупного рогатого скота. Главное - желание региона иметь у себя такое производство.
- Губернаторы Томской области и Красноярского края Виктор Кресс и Александр Хлопонин подписали соглашение о сотрудничестве, одним из пунктов реализации которого может стать строительство свинокомплекса под Красноярском. Насколько серьезны эти планы?
- Если в правительстве Красноярского края действительно есть желание, чтобы был построен большой современный свинокомплекс, то сделать это можно. У нас есть готовые инженерные и строительные решения. Но главное - у нас есть люди. Высококвалифицированные специалисты, которые уже "набили руку" на уральском объекте. Тем не менее, запланированной на декабрь встречи пока не состоялось, поэтому предметно говорить пока не о чем.
- Если все-таки будете строить, то какая мощность может быть у этого свинокомплекса?
- Там можно сделать то, что мы сделали на Урале, либо чуть-чуть поменьше, то есть производительность может составить 18-25 тысяч тонн мяса в год. Окончательное решение будет зависеть от финансовой поддержки проекта. Хотя в столь крупном регионе легко разместить и комплекс производительностью до 38 тысяч тонн, поскольку сырьевая база огромна.
- Давайте вернемся в Томск, здесь есть еще один, сателлитный, проект строительства коттеджного поселка "Элеонор". Ранее было заявлено, что активная фаза строительства будет идти в 2010-2011 годах, но, по-видимому, планы корректируются. Так ли это?
- Любое начинание зависит от того, сколько денег есть в наличии. Пока эту землю мы не продаем, поскольку не хотим огорчить и подвести будущих клиентов. Этот проект масштабен, в него должны быть вложены достаточно серьезные финансовые ресурсы. На первом этапе мы не заработаем на этом проекте.
Пока же задача перед нашей строительной компанией поставлена - в следующем году построить порядка 100 домов, большая часть - таунхаузы площадью по 100 кв. м. Сейчас мы ищем пути решения, присматриваемся. При верстке планов на 2010 год мы посмотрим, сколько сможем выделить собственных средств на поселок. Может быть, и банки будут по-иному смотреть на строительный бизнес.
Источник: Интерфакс |