Аграрные чиновники говорить не хотят – молчат как партизаны. Хотя «А» было сказано: в Ленинградской области будет построен птицеводческий комплекс по выращиванию индюшек с проектной мощностью 40 тысяч тонн индюшатины в год. Но вот где построен, когда построен, кем построен – об этом молчок. Осторожничают с прогнозами. Оно и понятно: времена нынче сложные...
Несколько лет назад погнали пиар-волну: мол, в окрестностях Питера на полуразваленной базе одного экс-совхоза возводится индюшачья ферма. Не примитивный птичий двор, а чуть ли не комплекс с многотысячным поголовьем «индейской курицы». И вроде бы дела там поначалу складывались успешно. Ну и где сегодня тот комплекс? Не сложилось... Несостоявшиеся индейководы сослались на неэффективность производства «в данных экономических условиях», на дорогие корма... И закончили патриотичным: «Индейка – птица не нашего полета! Ее американцы придумали для своего Рождества».
Действительно, родина индеек – Северная и Центральная Америка. Биологи утверждают, что птичка населяет эти земли уже 10 миллионов лет! Там же она была и одомашнена примерно две тысячи лет назад. Когда испанские конкистадоры в XVI веке вторглись в Мексику, они увидели здесь странную огромную птицу. Отведав птичьего мяса, убедились, что оно хорошо на вкус. Ну и на обратном пути в Европу прихватили с собой пернатых.
Всего за каких-то полтора столетия индейка стала европейской птицей. Настолько прижилась в Старом Свете, что люди забыли о ее истинном происхождении. В итоге случился казус: переселенцы, отправляясь осваивать Новый Свет, вместе с другой живностью брали с собой и эту птицу, не подозревая, что едут на ее родину. И потом от удивления теряли дар речи, обнаружив, что индеек полно в местных лесах.
На стол вельможных россиян «индейская курица» прибыла на рубеже XVIII – XIX веков из Франции. Здесь ее название в два слова сократилось до коротенького – индейка, но в разных регионах великой страны трансформировалось в иные именования. В Вятке индейку стали называть дуркой и дурышкой, в Смоленской губернии – кулдык и кулдычка, в Псковской – кураж и куражка, в Рязанской – шарин и шорка... Так что «нашего» или «не нашего» полета птица – это как посмотреть.
Поэт Николай Гумилев про «индейского петуха» – индюка даже стих написал иронический:
На утре памяти неверной
Я вспоминаю пестрый луг,
Где царствовал высокомерный
Мной обожаемый индюк.
Была в нем злоба и свобода,
Был клюв его, как пламя, ал...
Ну и дальше в том же духе – про красоту птички, замешанную на агрессивности.
Разведением новых пород (в птицеводстве породы именуются кроссами) «нашей – не нашей» птицы занимались ученые-селекционеры Советского Союза. Так появились «белая московская», «московская бронзовая», «белая широкогрудая», «тихорецкая черная» и прочие... Но на птичьем продовольственном рынке крепко обосновалась курятина – бройлерная и яичная. К индейкам, гусям, уткам, перепелам и цесаркам прикреплен ярлык «нетрадиционная птица».
Прикреплен, наверное, справедливо. Птичье-рыночный «вал» на 84 процента состоит из цыплят-бройлеров, на 15 процентов – из престарелых кур, отслуживших свой век на ниве яйценосности. Оставшийся мизер – «нетрадиционная птица».
И все-таки рынок индюшачьего мяса в России есть. И на нем очевидны любопытные подвижки. Если три года назад он, рынок, на 90 процентов наполнялся импортной птицей, то в нынешнем году импортная составляющая остановилась на отметке 69 процентов.
«Нетрадиционную птицу» содержат на своих площадях некоторые российские куриные фабрики для поддержания ассортимента. Но погоды на индюшачьем рынке они, конечно, не делают. Производством индюшатины в промышленном масштабе нынче занимаются несколько крупных специализированных ферм, расположенных в разных регионах России – в Кемеровской и Новосибирской областях, в Ростовской, Орловской, Тульской губерниях.
В общем и целом они производят 70 – 75 тысяч тонн мяса индейки при общем объеме потребления мяса птицы около 3 миллионов тонн. Во всех же цивилизованных странах индейка занимает 20 – 25 процентов от общего объема рынка. В США соотношение из общего объема производства мяса птицы – 18 миллионов тонн – на индейку приходится 4 миллиона.
Каждый среднестатистический российский едок в год съедает по 750 – 800 граммов «индейской курицы». Примерно столько же потребляет, к примеру, среднестатистический едок-бразилец или житель ЮАР. Зато каждый североамериканец в год съедает в среднем по 7,7 килограмма мяса индейки. В странах ЕС и в Канаде этот показатель составляет 4,2 килограмма.
В долгосрочной перспективе потенциал российского рынка огромный. Ведь выращивание индейки считается высокорентабельным бизнесом: по скорости прироста живой массы индейка превосходит кур, уток и гусей. К тому же мясо содержит много белка и мало жира, минимальное (по сравнению с другими пернатыми) количество холестерина. Есть только один минус – привередливость молодняка к кормам.
Сдерживающим фактором развития потенциально огромного отечественного рынка индюшатины эксперты считают отсутствие у едоков-россиян культуры потребления индюшатины. Мы, по мнению экспертов, «испытываем определенный психологический барьер по отношению к мясу индейки». И еще: «Чтобы у россиян появилась эта культура, может потребоваться до десяти лет».
Да бросьте, господа эксперты, фантазировать! Все куда проще: будет тугим кошелек – будет возможность покупать эту птичку, когда захочется. А там и культура потребления появится.
Пока же покупать, когда захочется, далеко не у всех выходит: никак не угнаться за ростом цен на индейку. Ровно два года назад на крупных сельскохозяйственных рынках Петербурга тушка птички оценивалась в 350 – 400 рублей за килограмм. Сегодня большая редкость обнаружить товар по 550 рублей за килограмм. При этом средний вес потрошеной птички 5 кило... Грудку индейки рыночно-базарная торговля оценивает в 400 рублей за килограмм, крылышки – 300 рублей, окорочка – 350 рублей.
Дороговизну продукции продавцы объясняют ее «натурально-домашним» происхождением. С деревенских, мол, подворий птица. Мясо свежее, охлажденное, заморозке не подвергалось... Интересно, что и в супермаркетах индейка сопровождается тем же: «охлажденная». Хотя туда не завозят продукцию с крестьянских подворий. Там сплошной импорт. Переброшенный через моря-океаны он, по сути своей, не может быть «охлажденкой». На самом деле это замороженно-размороженный продукт.
Идеальный вариант для любителей птичьего мяса – найти в продаже необезглавленную индейку. По гребешку можно определить, молодую птицу предлагает продавец или «в возрасте». У молодой гребень светлый, шейка и ножки серые с гладкой кожей.
А вот замороженная птичка потребует особых условий разморозки: в течение 10 – 12 часов при температуре 0 – плюс 8 о С. Потом тушку нужно промыть холодной проточной водой.
Не всем нравится сладковатый вкус и запах жареной индейки. Знатоки советуют перед приготовлением положить внутрь тушки кусочек имбиря или мускатный орех.
...Не с этих ли прописных истин и начинается культура потребления индюшачьего мяса?
Источник: spbvedomosti.ru |