Российские магазины в этом году столкнулись с ограничением на торговлю импортными товарами. Под эмбарго попала существенная часть привычного ассортимента. Особенно заметные потери понесли игроки премиального сегмента. Совокупный годовой объем заграничных продуктов, которые правительство России внесло в запретный список, оценивается в $9 млрд. О продуктовом ритейле — Светлана Белова в новом выпуске спецпроекта "Навстречу кризису".
"Коммерсантъ FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать с какими трудностями столкнулись предприниматели, и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена, а также насколько успешны их действия с точки зрения потребителя.
Этой осенью российскую границу закрыли для продуктов из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Точный список того, что ввозить нельзя, определили в правительстве. В перечень входят: фрукты, овощи, орехи, рыба, молочная продукция, — ее, по данным прошлого года, ввезли 35 тыс. тонн, — а также разные виды мяса. Так импортной говядины, свинины и птицы в 2013 году россияне съедали больше 10 тыс. тонн. Эмбарго на заграничное произвело буквально шоковый эффект в сегменте "премиум". Искать, чем бы заполнить прилавки, пришлось в авральном режиме, сообщил генеральный директор сети "Азбука вкуса" Владимир Садовин.
"7 августа без предупреждения были введены эмбарго. Слава богу, что нам разрешили допродать то, что у нас оставалось на тот момент, и, наверное, в течение двух месяцев мы проводили все эти замены. Это было не столько затратно, сколько большой головной болью, потому что это нужно было сделать очень быстро. Это все-таки вывело нас из некоего стандартного режима работы, но сейчас дыр на полках нету, и, наверное, где-то около 1% от нашего ассортимента — это то, что мы не можем заполнить в принципе, в виду запрета на импорт из Европы", — пояснил в эфире "Коммерсантъ FM" Садовин.
Сегмент премиум-товаров традиционно считается мало восприимчивым к рыночным потрясениям. Состоятельные покупатели от своих привычек отказываются неохотно. Но в этом году дрогнули и они. 12-процентный рост цен на продукты вряд ли мог повлиять на бюджет посетителей "Азбуки вкуса", но, тем не менее, многие отказались от излишних деликатесов. Магазины вынуждены поддерживать спрос различными скидками, промо-акциями и подарками. Это больше даже не ради выручки, а чтобы как-то нивелировать общий негативный настрой. Рынок сейчас действительно на нерве. Специалисты наблюдают добровольный исход к пониженному статусу. Покупатель из дорогих магазинов присматривается к ритейлу миддл-сегмента, а из среднеценовой категории — мигрирует в "эконом". Однако объективных причин для экономии на еде пока нет. Цены растут не больше чем обычно, считает руководитель онлайн-базы розничных цен на продукты Myconomy.ru Константин Кононов.
"Проблема в том, что люди напуганы, а не в том, что цены растут. Есть сезонные колебания, есть вещи, которые систематически, например, к Новому году, дорожают. В среднем, цены "по больнице", наверное, растут, но, если сравнивать конкретные цены у конкретных поставщиков в одном и том же магазине в периоде, то мы увидим, что роста, скорее, нет, чем есть. И он находится в пределах 2-7%", — подчеркнул Кононов.
По прогнозам некоторых экспертов, вялоползущие вверх цены на продукты взметнутся уже в январе. Бизнесу придется все-таки отыгрывать потери на валютном курсе. 7 августа, когда были введены ограничения на импорт, евро стоил 48,24 руб. На данный момент евровалюта уже пробила 70-рублевую отметку. Особенно остро эту ситуацию переживают магазины, ориентированные именно на зарубежный товар. Поставщиков вне санкционного списка найти не сложно, но вот угнаться за валютой, которая каждый день ставит новые рекорды, — невозможно. Владелец магазина итальянских продуктов Don Giulio Джулио Дзомпи считает большой удачей, что в августе он смог сделать крупную закупку, успел забить склад товаром на полгода вперед.
"Санкции заставили Россию поставить запрет на импорт, коснулись малого количества продуктов, это продукты длительного срока хранения — сыр пармиджано-реджано, прошутто. Это может быть даже плюсом, потому что скачки евро еще хуже, чем санкции. Этот запас по старым ценам немного нас защищал", — отметил Дзомпи.
Теперь итальянские деликатесы возят из-под Твери. Там у дона Джулио небольшой заводик. Делают сыры и колбасы по национальным рецептам. Осенью стали активно расширять производство. Смена локации оказалась настолько хорошей находкой, что Джулио Дзомпи даже решился на открытие еще двух магазинов и ресторана. Кстати, именно ставка на местное, рублевое, для многих бизнесменов стала спасательным кругом. Основатель кооператива Lavka Lavka, который торгует продуктами от российских фермеров, Борис Акимов признался, что 2014 год для его компании стал годом прорывов.
"99,9% поставщиков — это местные фермеры, и это хозяйства, которые максимально замкнуты на себе. Продукты вокруг дорожают гораздо быстрее, чем у нас. У нас они даже в связи с девальвацией не дорожали пока. За всю историю нашего бизнеса это — самый лучший год. Я не могу сказать, что есть какой-то ошеломляющий рост выручки, но он идет", — уточнил Акимов.
Эффект от перехода на отечественные продукты почувствовался уже в октябре. По данным Росстата, объемы производства, например, сыров и сырных продуктов вырос на 18% по сравнению с октябрем прошлого года. Растет также производство мяса животных и птицы. Однако есть и просевшие сегменты: производство снизилось по рыбе и молоку.
Источник: www.kommersant.ru |