Генеральный директор ООО «Белгранкорм-холдинг», лауреат премии В.Я. Горина Евгений НОЗДРИН: Сегодня в нашем холдинге люди уверены в будущем
В гостях у «Белгородских известий» - Евгений Александрович НОЗДРИН, генеральный директор ООО «Белгранкорм-холдинг». Это управляющая компания знаменитого агропромышленного холдинга «БЭЗРК-Белгранкорм», входящего в тройку крупнейших в России производителей мяса. Однако Евгений Александрович совсем не похож на типичного топ-менеджера. Я ожидал увидеть вальяжного, богато «упакованного», признающего во всём только бизнес-класс субъекта. А в редакцию вошёл средних лет стройный мужчина в простом синем костюме, голубой рубашке и без галстука. Сел на «гостевой диван» и смущённо предупредил: «Извините, если что буду говорить не так, я не привык давать интервью».
- Евгений Александрович, 1 июня вам исполнится 60 лет, а выглядите моложе. Любите спорт?
- Честно говоря, никогда не задумывался над тем, как я смотрюсь со стороны. Не было в этом необходимости. Думаю, что выгляжу на свои шестьдесят лет. Спортом занимался, как и все в моей молодости - увлечённо и многими видами. Хотя при этом всё же предпочтение отдавал футболу. В то время самым популярным для школьников был турнир на приз «Кожаный мяч». Думаю, каждый мечтал завоевать его. Я родом из села Бобрава Ракитянского района. Бобравская футбольная команда гремела на всю область... И после школы не забывал о своём увлечении. До 36 лет играл в футбол. Но сегодня, конечно, некогда, хотя желание остаётся. Когда внук приезжает, мы гоняем мяч во дворе.
- Внук деда, наверное, уже обыгрывает?
- Илье всего пять лет! Он в садик ходит (улыбается). Илья - это сын моей дочери Марины. У меня ещё две внучки, дети сыновей: Аня учится в первом классе, Даша - во втором.
- Как я понял, у вас трое детей. Чем они занимаются?
- Алексей, он старший, служит в ракетных войсках. Средняя - Марина - предприниматель. А младший сын Максим работает начальником смены у нас на комбикормовом заводе. Все дети окончили школу с золотыми медалями, у всех высшее образование.
- Судя по успехам детей, вы строгий и требовательный отец?
- Полагаю, успех детей мало зависел от моей требовательности и строгости. Хотя и это имело место. Уверен, это основная заслуга жены Зои Павловны. Она - педагог. Добрая как мать и требовательная как педагог. И своих детей воспитывала так же. Если она сказала: сделай так - все делали. Самое главное у нас с ней - никогда не хныкать. Мне повезло в жизни, что я встретил такую жену.
- А как вы с ней познакомились?
- Я приехал после окончания Курского сельхозинститута, а она в то время завучем была в Бобраве, закончила Белгородский пединститут и преподавала в школе. Вот и познакомились. Я в армию ушёл, вернулся и женился. Ещё раз говорю: мне повезло в жизни, что у меня именно такая прекрасная жена. Чтобы ни говорили, а от супруги зависит практически всё: и быт, и условия, и просто, что называется, жизнь.
- Хочу вернуться к футболу. Вы сказали, что сегодня играть некогда. Что, настолько загружены работой?
- Считайте сами. В 7 утра я уже на работе и, как правило, занят до 21-22 часов. Группа компаний, которую я сейчас возглавляю, очень большая, трудится в ней свыше шести тысяч человек. Предприятия разбросаны по пяти районам Белгородской области. Входят в неё и растениеводческие, и комбикормовые, и птицеводческие, и свиноводческие, и перерабатывающие отрасли. Оперативное управление ими занимает уйму времени. Кроме того, мы интенсивно развиваемся, строим птицеводческие, свиноводческие, перерабатывающие предприятия. Назову только одну цифру: в год в развитие производства мы вкладываем пять-шесть миллиардов рублей. И миллиардные инвестпроекты следуют год за годом уже лет семь. Так у нас в команде с самого начала сложилось, что я координировал работу строителей - хотя это не снимало ответственности и за основной участок работы. Но должен сказать, что не только у меня такая нагрузка. Руководство компании ставит задачу работать по европейским стандартам: оборудование, технологии, методы управления производственными процессами, качество продукции должны быть вровень с западными стандартами. И главное, так как нам регулярно платят зарплату неплохую даже по европейским меркам, то мы должны её честно зарабатывать.
- Евгений Александрович, сейчас вы генеральный директор «Белгранкорм-холдинг». А прежде чем занимались?
- Работал на Белгородском экспериментальном заводе рыбных комбикормов. В 1997 году генеральным директором завода избрали Александра Викторовича Орлова. А я был главным инженером. Он начал формировать команду единомышленников. Я в неё попал как «технарь» - мы тогда модернизировали производство, наращивали объёмы продукции. Орлов великолепный стратег и управленец. Хотя я старше его по возрасту, но не считал зазорным учиться, наверное, что-то получалось, потому как в дальнейшем перешёл в категорию управленцев.
- Стоп! О сегодняшнем дне поговорим позже. А сейчас расскажите, как удалось создать такой холдинг.
- Это заслуга Орлова - он на базе комбикормового завода создал одно из эффективнейших агропромышленных объединений России. Было это пятнадцать лет назад - в этом году мы отмечаем очередной юбилей агрохолдинга «БЭЗРК-Белгранкорм». По прошествии лет можно говорить, что Александр Викторович в своё время правильно оценил складывавшуюся ситуацию и начал действовать. К руководству области пришла новая команда профессионалов во главе с Евгением Степановичем Савченко. Предпринимались необходимые меры по возрождению ранее эффективно действовавшего агропромышленного комплекса Белгородчины. Для животноводства требовались корма, а мощностей для их производства в нужном количестве и качестве не хватало. Выход? Профилировать и реконструировать действовавшие заводы.
Эта задача решалась с участием и иностранных инвесторов. Модернизировали производство. По мере роста объёмов требовались и рынки сбыта. Это было сложное время, когда не все птицеводческие или свиноводческие хозяйства имели возможность рассчитаться за потребляемые корма. Как, например, птицефабрики «Майская», «Лопанская», «Яснозоренская»; свиноводческие спецхозы в Ракитном и Томаровке. Давали им в долг. А позже эти хозяйства вошли в состав одного предприятия на базе завода и стали основой будущего холдинга. Сейчас БЭЗРК выпускает свыше 500 тысяч тонн комбикорма по 35 рецептам при тех же производственных площадях.
Однако он только, так сказать, центр, вокруг которого развиваются другие отрасли - сырьевые и потребляющие корма. Создан замкнутый цикл, где не комбикорм является конечным продуктом, а продукция, которая получается в результате его использования. И сегодня холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» производит мясо птицы, свинину, говядину, молоко, выращивает зерно, сою, подсолнечник… Постараюсь обойтись без цифр, хотя должен сказать, что сейчас мы являемся второй в области компанией по объёмам производства мяса птицы, третьей - свинины, выпускаем свыше сотни наименований продукции из охлаждённого мяса или переработанного в полуфабрикаты, готовые изделия. Сумели вывести на рынок несколько ставших популярными во всей стране торговых марок. Поставляем продукцию по всей России, работаем с самыми популярными федеральными торговыми сетями.
А о высоком качестве наших товаров говорит такой факт: мы поставляем продукцию в сеть быстрого питания «Макдоналдс», а там, поверьте, качество почти что божество. Все производства оснащены самым современным импортным оборудованием...
- А работники? Их ведь, как оборудование, за рубежом не купишь?
- Согласен. Более того, скажу, что проблема кадров существовала всегда. Особенно острой она была в первые годы работы компании: люди потеряли веру в завтрашний день. На предприятиях, где они прежде трудились, им не выплачивали зарплату. Понимая это, на первом же правлении Орлов сказал, что с момента его вступления в должность генерального директора (это было в 1997 году) зарплата на предприятии будет выдаваться ровно 10 числа, и ни днём позже. И слово своё он сдержал - задержки никогда не было даже на день! Замечу, что и в прежние времена, и сейчас заработная плата на наших предприятиях выше, чем в среднем по региону.
Потом, по мере становления предприятия, появилась возможность обеспечить коллектив полным социальным пакетом. Начали строить жильё, либо давать на эти цели беспроцентные кредиты. К примеру, первенцем в строительстве жилья был многоквартирный дом в посёлке Пролетарский Ракитянского района. В Новгородской области купили часть многоэтажки для работников. Потом сделали следующий шаг - возле села Солдатское Ракитянского района начали строить фактически новый населённый пункт, в котором кроме 120 индивидуальных домов уже почти построены культурно-спортивный центр, магазин, игровые городки, заложен парк на берегу водохранилища, весь посёлок благоустроен.
И коллектив почувствовал заботу о себе, вера в завтрашний день вернулась. У нас остались люди, которые работают с момента пуска завода: аппаратчики, диспетчеры, машинисты. Они понимают реалии сегодняшнего дня, у них и мысли нет, чтобы найти другое производство.
- И что - больше нет в коллективе проблем?
- Самая главная проблема осталась - пресловутый человеческий фактор. Дело в том, что социально ориентированный бизнес - только основа работы с людьми. Да, они поверили в себя, они закрепились на производствах, но в дальнейшем этого оказывается мало. Как я уже говорил, мы постоянно развиваемся, внедряем новые самые современные оборудование и технологии. Стали нужны высококвалифицированные специалисты и рабочие.
- А где вы берёте таких специалистов?
- Сами готовим. У нас отлажены связи с учебными заведениями, начиная со школ и заканчивая школами МВА. Сегодня мы обучаем в вузах более ста стипендиатов. В основном это дети наших рабочих. И сами молодые работники заочно обучаются в высших учебных заведениях нашей и соседних областей. А один из воронежских вузов открыл на нашем предприятии свою кафедру. Нам нужны агрономы, зоотехники, переработчики. И молодые люди, которые заканчивают учёбу, приходят к нам работать. Но прежде проходят институт стажёрства, набираясь опыта перед назначением на должность. Наставников набираем из числа специалистов, способных создавать кадровый резерв управленцев.
Если вам приходилось посидеть за штурвалом современного комбайна, вы поймёте, что там школьными знаниями о тракторе никак не обойдёшься - очень сложная техника. И нам нужны не только грамотные специалисты и руководители, но и профессионалы-рабочие. В Ракитянском районе на базе ПУ-18 сейчас создан Ракитянский агротехнологический техникум. Он призван готовить специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих. Мы стали его базовым предприятием, менее чем за год вложили в учебное заведение более 20 миллионов рублей: ведём ремонты и благоустройство, покупаем для них самую современную технику, оборудовали тренажёрные залы...
Очень много средств тратится на дополнительную подготовку и переподготовку как специалистов, так и рабочих компании, но руководство компании прекрасно понимает, что каждый вложенный в подготовку специалиста рубль завтра даст 10 рублей прибыли.
- Евгений Александрович, вот вы работали на производстве в советские времена при плановой экономике и работаете сегодня - в условиях рынка. В чём разница?
- Тот производственник и сегодняшний производственник разительно отличаются. Раньше его связывала структура, нельзя было выдвигаться за установленные государством рамки, у него не было полномочий самостоятельно решать какой-то вопрос. А сегодня свободная экономика даёт возможность каждому специалисту раскрыться. Как нас раньше учили: научная организация труда, сбережение энергоресурсов, рациональное использование ресурсов - то была голая теория. А сегодня это стало практикой. Каждый руководитель заинтересован, чтобы себестоимость уменьшалась, но при этом улучшалось качество и увеличивалось количество продукции. Это вот явные сегодня отличия. Но не поменялось одно: кадры решают всё. Управлять по компьютеру производством из кабинета не получится. Надо работать с людьми.
- Россия вступила в ВТО, а вы готовы работать в новых условиях?
- Мы ещё десять лет назад начали готовиться к работе в условиях ВТО. Начинали с элементарного - чтобы наше производство отвечало международным требованиям. То есть должна быть экологически чистая продукция, мы это делали и в птицеводстве, и в свиноводстве. Подбирали новые технологии для производства, привлекая современные фирмы, которые поставляют оборудование, чтобы выпускать продукцию в ассортименте и качестве, которое необходимо в том числе и в Европе. Активно работаем над издержками - товары должны быть при всём том конкурентоспособными. Получается... Мы не пострадали от вступления России в ВТО.
- И так же, как из-за рубежа продают сельхозпродукты в России, вы продаёте свои в Европе?
- На внешние рынки пока не вышли. Допустим, на Украину у нас есть разрешение поставлять продукты питания, торговля была бы выгодной, но есть ещё бюрократические препоны, которые не дают возможности реально осуществить свои намерения. И в Европу сегодня выйти ещё сложнее. Потому что каждое правительство, каждое государство защищает интересы своих производителей жёстким регламентом, и на их рынки не так-то просто пробиться. Хотя мы готовы выйти на европейский рынок и продавать продукцию не хуже, а во многом лучше и экологически чище.
- То есть вы пока работаете только в пределах Белгородской области?
- Нет, у нас есть своё производство на Украине - в Полтавской области. Мы построили там свинокомплекс, он сейчас производит до семи тысяч тонн мяса в год. Уточню: не просто мяса, а готовых продуктов из свинины - обзавелись для этого перерабатывающим комплексом. Продаём товары через национальные розничные сети. Это я как раз о том, что раз не получается поставлять туда продукцию из России, то будем производить её на территории соседнего государства. Сейчас на Полтавщине образовано и растениеводческое предприятие. С нашим приходом в сёлах появились рабочие места, украинцы довольны.
И в России - в Новгородской области - мы «с нуля» построили крупный птицекомплекс, в который вошли птицеплемрепродуктор, инкубатор, три бройлерные площадки, завод по переработке птицы. Модернизировали купленный комбикормовый завод. Как и в Белгородской области, там действует комплекс замкнутого цикла. На сегодня это 1100 рабочих мест, это 70 тысяч и более тонн мяса в год, реализуемого в северо-западном регионе Росии. Там трудилось очень много белгородцев: строителей, птицеводов. Почти четыре года и я проработал на новгородской земле на строительстве и отладке производства.
- В августе прошлого года, 17 числа, «Белгородские известия» напечатали репортаж «Нечистые пруды» - о загрязнении водоёмов сёл Устинка, Лозовое и посёлка Ясные Зори стоками вашего производства. Что-нибудь с тех пор изменилось?
- Моё мнение: неоднозначный был материал. Выражение «загрязняли» тут вряд ли уместно. Действительно, нам на баланс были переданы очистные сооружения села Ясные Зори Белгородского района. Они морально устарели, но всегда поддерживались нами в исправном состоянии. Не буду спорить с журналистом по поводу того, кто загрязнил пруд, о котором писала газета. Скажу только, что та публикация подтолкнула прежде всего местные власти и нашу компанию приступить к решению проблемы очистки стоков села - наше производство даёт лишь малую часть отходов. На сегодняшний день мы провели реконструкцию, модернизацию существующих сооружений. Это дало возможность улучшить качество очистки сбросов.
- Вы сами не в Ясных Зорях живёте?
- Нет. У меня небольшой одноэтажный дом в Ракитном, нам его вполне хватает. Было время, надумали построить кухню, никого не привлекая, только я, жена и детвора. Сделали. Когда собираемся вместе, всегда вспоминаем, что всё это построили мы сами.
- Откуда у вас строительные навыки?
- Из детства. Родители простые крестьяне, мать свинаркой работала, отец - скотником. У нас было заведено всё в хозяйстве делать своими руками. Я ещё, учась в старших классах, подвал бетонировал, своды делал, кровлю. Отец меня приучал к этому.
- А кем вы в детстве мечтали стать?
- Испытателем. По телевизору увидел, как испытывают машины, не лётчиком-испытателем, а именно испытателем машин. В сельхозинституте получил профессию инженера-механика. Но дальше не сложилось. Это сегодня выбор большой, а тогда…
- Вы довольны своей жизнью?
- Каждый человек стремится к хорошему. У меня есть жена, дети, внуки. Звонят, поздравляют с праздниками. Внуки дедушку любят, ради этого стоит жить. Я им нужен. И обществу сегодня нужен, востребован. Чем же тут быть недовольным?
Источник: Izvestia.vbelgorode.ru |