В кулуарах общественных слушаний "Перспективы племенного дела в России" корреспондент The DairyNews пообщался с директором ООО "Геносервис Руско", идейным вдохновителем создания "Ассоциации производителей КРС голштинской породы" Мариной Петуховой. Эксперт пояснила причины, побудившие хозяйства Ассоциации организовать слушания на площадке Общественной палаты РФ, рассказала о планах объединения и дала оценку официальной действующей системе племенного животноводства в нашей стране.
DN: Мария, Вы выступили инициатором слушаний «Перспективы племенного дела в России»?
Мария Петухова: Да, в лице НКО «Ассоциация производителей крупного рогатого скота голштинской породы», члена Европейской конфедерации голштинской породы.
DN: Вы довольны?
Мария Петухова: Я не могу сказать, что получила глубокое моральное удовлетворение от данного мероприятия.
DN: Почему?
Мария Петухова: Мои чувства двояки. С одной стороны, очень хорошо, что такое обсуждение состоялось, в то же время оно показало, что мы только в начале пути. К сожалению, существующая система племенного животноводства опирается на нормативные акты, разработанные 30-40 лет назад. Но сама отрасль молочного животноводства интенсивно развивается, и она по своему развитию ушла далеко вперед. Те предложения, которое выдвигает наша Ассоциация и та позиция, которую она сейчас хочет занять в структуре племенной работы Российской Федерации, предполагает очень плотное сотрудничество с органами власти всех уровней и, как показала встреча, необходима совместная работа с серьёзной проработкой ключевых вопросов. На совещании я пока не почувствовала ни в выступлении представителей Нацплемсоюза, ни в репликах директора Департамента животноводства Лабинова В.В., что они готовы к открытому диалогу с нами. Однако, надеюсь, что это только начало. Мы хотим убедить, что оставлять все так, как есть – больше нельзя.
DN: Какая у Вас позиция по племенному животноводству и чем она уникальна?
Мария Петухова: Мы выступаем за то, чтобы продукция, производимая на территории Российской Федерации, полностью соответствовала международным стандартам. Мы сейчас говорим о том, что существует прямая зависимость между уровнем развития породы в стране и экспортом племенного материала. То есть страны, занимающиеся экспортом племенной продукции в различные страны мира, обычно имеют очень высокий уровень развития этой породы.
DN: Как я понимаю, Вы создали Ассоциацию производителей КРС голштинской породы?
Мария Петухова: В этом не было ничего личного. Мы не создавали Ассоциацию «под себя» и для себя. Мы руководствовались той ситуацией, которая становилась все очевиднее. Интенсивное развитие в России отрасли молочного скотоводства за последние годы способствовало появлению совершенно нового типа активных собственников в молочной отрасли. Такие хозяйства стали достигать результатов мирового уровня в производстве молока, с большим желанием хотят и дальше вкладывать средства, грамотно, профессионально, по-современному развивать этот бизнес. Активно общаются с международным сообществом животноводов и начинают понимать, какую роль хозяин, заводчик скота играет в системе племенной работы той или иной страны. В 2012 году это были 3-4, потом 6-7 производителей. Мы просто заглянули немного вперед и поняли, что Ассоциация – это двигатель развития породы, в идеале – самонастраивающийся механизм. Если, конечно, ему не мешать.
DN: Кто является членами вашей Ассоциации?
Мария Петухова: На данный момент это «Агрофирма «ТРИО» из Липецкой области, ООО «Молочная ферма «Жупиков» из Тамбовской области, ЗАО «Нива», ООО «СХП «ЭкоПродукт», ООО «СХПК «Ольгинский» и ООО «РАДНА» из Самарской области.
DN: Какое у Вас общее поголовье?
Мария Петухова: Одной из причин официального отказа Минсельхоза РФ в получении статуса племенной организации нашей Ассоциацией было то, что у нас на тот момент было 3200 голов голштинской породы, что составляло 3,9% от общего поголовья племенных коров в РФ. Тем не менее, нас поддержали европейские производители и они, представители 28 стран Европы, проголосовали на своей ежегодной Ассамблее единогласно – первая в России Ассоциация производителей крупного рогатого скота голштинской породы стала членом Европейской Конфедерации. Нам непонятно, почему во взгляде на такое абсолютно нужное дело у Минсельхоза РФ на первом месте стоит запретительный уклон? Разве дело в том, сколько голов на данный момент входит в Асоциацию (тем более, что их количество растет) ?! Дело же не в количестве, а в деятельности Ассоциации, очевидной пользе от нее. Сколько же нужно голов, чтобы нас признали чиновники – нам так никто и не говорит.
DN: Я увидел на мероприятии страшное противодействие. Такое ощущение, что существует сговор производителей, которые не учитывают мнение покупателей.
Мария Петухова: Знаете, здесь все серьёзнее. Вы видели, что в ходе слушаний были очень жесткие выступления, и, наверное, то, что Евгенией Уваркиной эта проблематика была вынесена на такой уровень, многих шокировало. Все уже настолько привыкли, что тема племенного животноводства является закрытой, полностью находящейся под контролем структур, которые и формируют эту систему. Поэтому инициатива со стороны производственников, поддержанная в стенах Общественной палаты, откровенные высказывания, вызвали состояние шока.
DN: Меня поразило гробовое молчание и неготовность людей принять участие в Рабочей группе. Президент «Нацплемсоюза» Савенко был явно против того, чтобы вообще что-либо создавалось. Как это победить?
Мария Петухова: Один из последних слайдов моей презентации, представленной на слушаниях, был посвящен тому, кто это будет делать. Первым пунктом указаны фермеры. Чем больше на нашей стороне будет собственников, понимающих, что они должны принять самое активное участие в выстраивании этой системы – она же для них! - Тем больше будет шансов отстоять новую философию и прийти к консенсусу в этой борьбе. Мы осознаем, что невозможно внести изменения в существующую систему без помощи и активного участия государственных структур. Поэтому мы надеемся, что площадка Общественной палаты поможет нам доносить нашу точку зрения до различных уровней органов власти.
DN: Как стать членом вашей Ассоциации?
Мария Петухова: Мы не исходим из количество поголовья. На последнем заседании прописали продуктивность – 6,5 тыс. л. молока в год с коровы, как минимум. Также нужно желание собственника заниматься развитием голштинской породы, использовать компьютерную программу «СЕЛЭКС» для учета, потому что мы должны работать с первичным учетом. Мы проводим также и независимую бонитировку животных – в силу контактов Ассоциации с зарубежными коллегами был подготовлен сертифицированный по западным стандартам бонитер (это специалист по оценке экстерьерного профиля животного). Он один раз за жизнь животного оценивает экстерьерный профиль первотелки (30-90 дней после отела, если это промышленное производство), в течение 24 часов после рождения теленок идентифицируется уникальным номером. Все животные регистрируются в племенной книге Ассоциации.
Вступительный взнос - 20 тыс. руб. и 15 тыс. руб. ежегодно. Этих средств едва хватает на оперативную деятельность Ассоциации, никакой прибыли тут нет и в помине.
DN: А какие регионы участвуют? Урал, Алтай?
Мария Петухова: Наша проблема изначально состояла в том, что мы не могли наращивать количество членов, потому что у нас не было бонитеров. Сначала у нас в Самарской области мы подобрали серьезного, ответственного человека, направили его на обучение в Чехию, где он в итоге и получил международный сертификат. Сегодня у нас появился второй бонитер, уже из Липецкой области, который получил аналогичный сертификат в Словакии. Вот теперь мы начинаем методично наращивать присутствие в других субъектах нашей страны. У нас все на чистом энтузиазме, мы ни от кого не получаем финансовой помощи, существуем за счет членских взносов участников данного объединения. Постоянную помощь в организации всех этих процессов нам оказывает глава чешской корпорации «GENOCERVICE Corp.», настоящий энтузиаст, добросовестный коллега и учитель Люмир Груссманн.
DN: По Вашим оценкам, как долго продлится такая ситуация? Вы – оптимист или пессимист?
Мария Петухова: Если бы я не была оптимистом, мне не место было бы в племенном деле. Положение в нем сложное и нужны крепкие нервы и задор. Я знаю одно: еще 1,5-2 месяца назад о том, чтобы собраться в стенах Общественной палаты не было и речи. На слушания по теме племенного животноводства приехало большое количество производственников, им теперь дана пища для размышлений. СМИ донесут эту информацию в массы, в том числе, надеюсь на помощь Вашего интернет-портала.
DN: Скажите пожалуйста, каков объем этого рынка?
Мария Петухова: По спермодозам? Например, только накопленные запасы ОАО «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных», составляют 42 млн. спермодоз.
DN: А средняя цена?
Мария Петухова: Спермодоза может стоить и 100, и 1000 рублей. Кто понимает соотношение цены и качества, знает, что это очень устоявшийся рынок.
DN: Я хочу понять, какой объем средств отстаивает «Нацплемсоюз» и т.д.?
Мария Петухова: Я думаю, что они неплохие деньги отстаивают. Как показало совещание, «Нацплемсоюз» представляет интересы пока прежде всего не производителей молока, а организаций по искусственному осеменению животных. Им выделяются бюджетных средства на приобретение (по импорту), содержание быков производителей, в том числе и голштинской породы.
Правительством РФ выделяются большие средства на поддержку и развитие племенной отрасли, но, наверное, прежде всего производственники, заводчики этой породы должны сказать, а соответствует ли уровень генетики приобретаемых за рубежом племенных быков организациями по искусственному осеменению уровню развития племенной базы хозяйств. И насколько законно и целесообразно привлечение силовых, административных рычагов для дальнейшей продажи полученного биоматериала на территории РФ?
DN: А сколько заинтересованных игроков в этом процессе?
Мария Петухова: В структуре Нацплемсоюза, его учредители - крупнейшие игроки рынка генетики: ОАО «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных», ОАО «Московское», племенные предприятия ряда субъектов РФ.
DN: Мы сейчас не рассматриваем представительства западных компаний. Я хочу понять, есть ли заинтересованность чиновников или бывших чиновников, таких как Савенко? Понять, каков объем этого бизнеса? Вы влезаете в чужой огород, создаете новую структуру и ломаете людям бизнес… На самом деле это предмет для антимонопольного разбирательства.
Мария Петухова: Конечно. В принципе, то, что мы предлагаем, укладывается в простую формулу – свобода рынка, конкуренции. Если мы что-то и хотим сломать, так это монополизацию рынка генетики и давление «сверху». Взять хотя бы отличные хозяйства из Самарской, Тамбовской областей. Они получили резкий отказ Минсельхоза РФ в оплеменении. Нам безумно обидно. Да, могут быть какие-то недостатки в работе, но они не критичны, предприятия их исправят. И в случае ООО «Молочная ферма «Жупиков», и в случае ООО «СХПК «Ольгинский», везде указана одна и та же причина отказа – это неиспользование быков, проверенных по качеству потомства на территории Российской Федерации. Хотя система оценки очень устарела, нет четко прописанных критериев организации оценки быков. Все фактически покоится на личном мнении и восприятии ответственных сотрудников Минсельхоза. Вот и получается, что шлагбаум перед достойными животноводами опускают.
DN: Вопрос заключается в том, что есть собственник, который сам принимает решение о том, чтобы сделать свой бизнес более эффективным. А несколько чиновников пытаются указывать, что эффективно для производителей.
Мария Петухова: В этом-то все и дело! Мы не говорим о соблюдении ветеринарных требований, их должна контролировать государственная ветеринарная служба. Мы понимаем, что идентификация животных – это тоже неотъемлемая часть системы государственного контроля в племенном животноводстве. Но как можно из кабинетов определять и указывать частным собственникам, разведением какой породы стоит заниматься, какое семя использовать? При жесточайшей конкуренции поставщиков собственник в рамках международной системы оценки должен сам выбрать, с кем из них работать. И ассоциации по породам должны помочь в этом вопросе собственникам. Кроме того, членам Ассоциации предоставляется возможность изучать современные технологии по кормлению, содержанию животных и все нюансы системы организации работы ферм. Если будет конкуренция, будет высокий уровень технологического сопровождения. Любой поставщик биоматериала будет биться за грамотного производителя.
DN: Каковы будут Ваши следующие шаги?
Мария Петухова: Посмотрим, какую Рабочую группу удастся создать. У нас есть своя повестка дня, первоочередных мер. Надеюсь, что эта волна внимания подтолкнет хозяйства вступать в нашу Ассоциацию. Хорошо, что есть такие крепкие собственники, мыслящие по-современному, как Евгения Уваркина, Инна Ускова, Николай Сомов, Константин Толстошеин, Гамаль Замальдинов, Михаил Фаерман и др., которые поверили и пришли к нам. Но другие спрашивают, для чего нам эта Ассоциация, если она не признается властью? Они опасаются, что будут иметь проблемы, если начнут поддерживать нас, открыто разделять нашу философию. К сожалению, такие опасения имеют под собой некоторую почву. Потому что мы идем на самый высокий уровень и поднимаем эти темы. Мы исходим из того, что тема, поднятая для открытого обсуждения, поможет нам найти и новых сподвижников, и единомышленников, надеюсь и в государственных структурах различных уровней власти. Очень рассчитываем на интерес к этой теме, на свежий, объективный взгляд нового министра сельского хозяйства РФ Александра Николаевича Ткачева. Мы хотим быть услышанными! Ведь не зря же руководством нашей страны была создана площадка Общественной палаты РФ, где обсуждаются накопившиеся в обществе острые проблемы.
DN: Я всегда задавался вопросом, почему в России не создаются ассоциации по породам? Ведь это дает перспективы развития рынка, ведь создание конкуренции дает возможность более эффективно работать.
Мария Петухова: Причем конкуренция должна быть и среди нашей продукции, произведенной на территории Российской Федерации согласно международным стандартам, мы должны побеждать в этой конкуренции. Для этого у нас есть все возможности! Должна быть жесточайшая борьба поставщиков за умы и интересы сельхозтоваропроизводителей. Ведь только при такой системе будет выигрывать производитель молока и соответственно развиваться отрасль.
В целом дискуссия в таком высокоавторитетном органе, как Общественная палата РФ, выявила проблемы и противоречия в развитии отечественного молочного животноводства. Без преодоления такого «наследия» невозможно продвижение вперед.
Источник: DairyNews.ru |