Как уйти от перенасыщения рынка курятиной и свининой, сделать продукцию доступной, а производство – высокорентабельным? Эти наболевшие вопросы были подняты на прошедшей в Челябинске межрегиональной конференции-форуме Intekprom Agro-2018, с участием птицеводов и свиноводов, представителей агронауки, предприяйтий, выпускающих инновационное оборудование для этих отраслей.
Куриный «перебор»?
Птицеводство и свиноводство — «скороспелые» отрасли, от которых во многом зависит продовольственная безопасность России. Сроки выращивания поросят и бройлеров в разы меньше, чем бычков на мясо. Выгоды налицо: это и бурное развитие технологий, и высокая занятость населения, и создание устойчивого рынка для производителей фуражного зерна. Но сегодня, например, в птицеводстве объемы выросли почти «до максимума», и не исключен вариант с перепроизводством курятины. Эта судьба может постигнуть и быстро набирающую обороты «свиную отрасль». Что нужно сделать, чтобы этого не произошло?
– Цель нашего разговора – обсудить повышение эффективности отрасли в новой экономической ситуации, – считает заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский. – Очевидно, что это связано с поиском новых путей снижения себестоимости, расширением экспортных возможностей, поиском новых рынков сбыта, которые формально открыты, но попасть туда непросто. На мой взгляд, выход в снижении расходов предприятий, энергосбережении, технической и технологической модернизации, в том числе, по утилизации отходов производства.
На форуме была озвучена информация «Росптицесоюза» о сложившейся тревожной ситуации. В 2017 году в России всеми категориями хозяйств произведено 4 млн 940 тысяч тонн мяса птицы в убойной массе – на 319 тыс. тонн, или на 7% больше уровня 2016-го. Прогноз на 2018 год – 5 млн 20 тыс. тонн мяса птицы, на 2020 – 5 млн 220 тысяч тонн!
Производство яиц в 2017 году достигло 44,8 млрд штук – на 1,2 млрд, или на 2,8% больше уровня 2016-го. Прогноз на этот год – 45 млрд яиц, на 2020-й — 45,5 млрд. Но вместе с объемами растут и расходы, а цена остается примерно на том же уровне! Не приведет ли это к банкротству птицефабрик?
– На фоне роста объемов производства птицепрома наблюдается дестабилизация внутреннего рынка птицеводческой продукции, – сообщили в «Росптицесоюзе». – Это происходит, в основном, по причине снижения реальных доходов населения. За 2016-2017 годы оно составило 7,5%. Это повлияло на розничную торговлю мясом птицы и яйцом, оборот в этой сфере за два года упал на 4,1 %. Соответственно, объем потребительского рынка сократился на 18,6 %!
«Экспортный» вектор
В этих условиях предприятия, чтобы поддержать ликвидность, не раз снижали цены на свою продукцию. Как сообщили в «Росптицесоюзе», только в IV квартале 2017 года отпускные цены у производителей в среднем по отрасли снизились на яйцо на 22%, на мясо птицы – на 13%. При этом, себестоимость продукции птицеводства выросла за 2015 – 2017 годы на 18% по яйцу и на 22% по мясу.
Уже заметно снизилась рентабельность, и у предприятий сформировался дефицит оборотных средств.
Среднероссийская рентабельность по итогам 2017 года – всего 5-6% у предприятий яичного направления, 8% — мясного. По оценке «Росптицесоюза», финансовые потери производителей (недополученный доход) от падения цен на птицеводческую продукцию составили более 40 млрд рублей, кредиторская задолженность – в среднем на уровне 40-45% и более от выручки.
По мнению птицеводов, один из путей решения проблем – расширение экспорта. И подвижки есть: экспорт мяса птицы из России в 2017 году составил 163 тысячи тонн, на 48 тыс. тонн или на 42% больше уровня 2016-го. В 2018 году поставки мяса птицы за рубеж планируется довести до 210 тыс. тонн, а к 2020 году – до 350-500 тысяч. Экспорт пищевых яиц в прошлом году составил 435 млн штук, что на 215 млн яиц – практически вдвое – больше уровня 2016 года! Продажи яиц за границу планируется в этом году увеличить до 450 млн, а к 2020-му довести до 600 млн.
Даже в этих сложнейших условиях птицеводы все-таки находят возможности для инвестиций. Но для этого, по их мнению, нужна серьезная поддержка государства.
Птицеводы добиваются включения в направления льготного кредитования инвестиционных кредитов на реконструкцию и модернизацию птицеводческих предприятий, репродукторов I и II порядка. Они предлагают обеспечить доступность льготных кредитов, выделить в приоритетное направление инвестпроекты экологической направленности.
Сегодня, например, в птицеводстве России объемы выросли почти «до максимума», и не исключен вариант с перепроизводством курятины. Эта судьба может постигнуть и быстро набирающую обороты «свиную» отрасль.
Челябинский взлет
Наглядный пример «скороспелого крена» отраслей АПК – Челябинская область. Напомним, что птицеводство и свиноводство еще в начале 2000-х годов были выбраны точкой роста аграрной экономики региона.
В птицеводстве во многом благодаря кредитованию с господдержкой и предоставлению областных государственных гарантий более чем на 7 млрд рублей были модернизированы все площадки птицефабрик, с нуля созданы два крупных птицекомплекса мощностью 50 тыс. тонн мяса птицы каждый.
– Как результат, с 2006 года в области поголовье птицы в сельхозорганизациях выросло в 2,3 раза (с 10,2 млн голов до 23,9 млн), – говорит Александр Раевский. – Производство мяса птицы за последние 12 лет увеличено в 5 раз (с 68,4 тыс. тонн до 347,8 тыс ). В 2017-ом году за месяц в среднем производилось порядка 30 тыс. тонн – это даже больше, чем в советские годы! По итогам прошлого года область занимает второе место в России по производству мяса птицы, 4-е – яиц, 7-е – по производству свинины.
Сегодня мы вышли на планируемые объемы и стабилизировали производство мяса скота и птицы на уровне 540 тыс. тонн и товарных яиц – 1 млрд 680 млн штук. Создана мощная индустриальная отрасль, за счет которой уровень обеспеченности южноуральцев мясными продуктами составляет 135 %, куриным яйцом – 162 %. При этом, отпускные цены на мясо птицы у нас остаются стабильными на протяжении последних лет: 2017 год – 91 руб., 2012 год – 90 руб. за кг.
Причем, в Челябинской области начинает развиваться и альтернативное птицеводство. В 2015-ом году введены в эксплуатацию мощности по производству утиного мяса. Сегодня ООО «Утиные фермы» находится в сложном финансовом положении: сказались скачки курса рубля.
И все же в 2017-ом году здесь произведено 2,2 тыс. тонн продукции. Проблем с реализацией утиного мяса нет, и сейчас идут поиски инвестора. Кроме того, уже разработан проект по производству мяса индейки.
По мнению участников встречи, по-прежнему остается актуальной тема совершенствования отечественной племенной базы птицеводства. В последние годы в бройлерном производстве практически не используется птица российской селекции. В России созданы 3 селекционно-генетических центра – «Благоварский» (утка и гусь), «Смена» (бройлер), «Зеленчугский» (индейка). Но сегодня они вынуждены выживать в условиях недофинансирования.
Челябинские птицеводы не отказались и от идеи создания в области племрепродуктора I порядка, чтобы не зависеть от импортных поставок «птичьего генофонда». Они готовы вложиться «в складчину», но многое будет зависеть и от помощи государства.
– В свиноводстве также реализованы масштабные инвестпроекты по реконструкции и строительству свинокомплексов, созданию селекционно-генетического центра в рамках проекта агрохолдинга «Ариант», – сообщил Александр Раевский. – В 2017 году наш аграрный вуз – ЮУрГАУ – выиграл грант Минобразования РФ, в рамках которого стартовал проект по созданию комплекса селекционных лабораторий при поддержке этого индустриального партнера.
В результате модернизации отрасли поголовье свиней на промышленных предприятиях с 2009 года возросло в 3 раза (с 231,9 тыс. голов до 727,8 тыс. в 2017-ом году). А производство свинины увеличилось почти в 5 раз (с 25 тыс. тонн до 120,6 тыс. тонн)!
Сегодня в области в этих отраслях «первую скрипку» играют крупные холдинги с полным циклом «от поля до прилавка» со своими репродукторами, комбикормовыми заводами, переработкой. На всех этапах производства в них превалируют современные технологии. Но и для свиноводства в перспективе не исключена угроза перепроизводства.
Снизим издержки!
Как считают участники форума, сегодня, в период стабилизации производства, на первое место выходят вопросы обеспечения экономической и экологической безопасности предприятий, повышения качества продукции, развития экспортного потенциала. И пожалуй, главное – снижение издержек производства.
– Для снижения расходов, и как следствие, себестоимости важно обеспечить энергоэффективность птице-и свинокомплексов, – считает национальный эксперт «ЮНИДО» в области систем энергоменеджмента Вячеслав Пшеничников. – К этому привела проведенная в рамках наших проектов модернизация свинокомпленкса «Лазаревское» в Тульской области, птицефабрики «Новая таволжанка» под Белгородом. Изменение технологии откорма снизила издержки на 50 %! Наша компьютерная система энергоменеджмента позволяет оптимизировать производство, избежать излишних затрат. Она состоит из организационного и аналитического блоков – «сразу видно», куда пошли деньги, и какова отдача. Роль «лакмусовой бумажки» играет общий индикатор – отклонение текущего энергопотребления от «базовой линии». Подобные проекты мы уже внедрили в 52 российских предприятиях.
Для снижения издержек отрасли в 2017 году в Челябинской области создана Ассоциация «Промышленный кластер «УралАгроМаш» из 10 предприятий, изготавливающих высокотехнологичное оборудование для АПК.
– Планируем участвавать в модернизации птицеводства и животноводства, в производстве запчастей, оборудования по переработке органических отходов,– говорит исполнительный директор кластера Юрий Афанасьев. С нашим участием уже проведена реконструкция инкубатора на Сосновской птицефабрике, замещено оборудование французского производителя по искусственному осеменению птиц.
Своими наработками по снижению себестоимости поделился на форуме директор по техническим вопросам птицефабрики «Равис» Денис Согрин.
– Мы провели модернизацию системы отопления, – рассказывает он. – В котельной установили новые энергоэффективные котлы, а во всех 64 птичниках – современное светодиодное освещение. И расходы снизились на 30-40 %! Планируем поставить светодиоды и в корпусе маточного поголовья. Установим и собственное электрогенерирующее оборудование, что позволит сберегать 2 рубля на каждом киловатте!
На птицефабрике также внедрили автоматизированную систему энергоучета на всей производственной цепочке — от инкубатора до убойного цеха. Кроме того, перевели с электроэнергии на пар мясопереработку – и теперь «варка» колбас обходится дешевле.
На «Рависе» постепенно уходят от дорогостоящего импорта. К примеру, камеру для инкубатора изготовили на Миасском заводе медоборудования – ничем не хуже импортного аналога, зато гораздо дешевле. А на комбикормовом заводе установили екатеринбургскую линию дозировки зерна. Птицеводы сотрудничают со снежинским предприятием «Агропром-автоматика», каплеуловители которого в чем-то даже превосходят импортные, с «Лабораторией вариаторов» (там изготовили щелевую канализацию), с «Южно-Уральскими техническими системами» (оборудование для создания микроклимата). А сейчас идут переговоры с озерским «Агрохимстроем» – там запускают производство деталей для цеха белковых комбикормов.
Научимся у заграницы
Изюминкой выставки, прошедшей в рамках форума, стала презентация продукции московского завода, изготавливающего интеллектуальные комплексы учета электроэнергии. По словам ее представителя Николая Колобродова, созданная здесь система компьютерного учета энергоресурсов уже опробована на АЭС, стратегических предприятиях оборонной отрасли. А сейчас ее предлагают и для АПК. И резон есть: программа подскажет, какой из 6 режимов энергопотребления выбрать, как снизить расходы, уменьшая его в часы пиковых нагрузок.
По мнению птицеводов, не грех поучиться и у зарубежных лидеров аграрного машиностроения. И они показали «товар лицом»...
– Мы производим «умные» системы микроклимата для птицеводства, – делится представитель датской компании Карстен Расмуссен. – Они уже работают в 80 странах мира, в том числе, и в России. Это системы вентиляции на компьютерном управлении, которые одновременно служат для обогрева птичников зимой и охлаждения летом. Это и традиционные туннельные, и инновационные ltv-системы вентиляции с боковым притоком воздуха, работающие даже при отрицательном давлении, а также их комбинации. Для Урала и Сибири, с их суровым холодным климатом, больше подходят ltv, которые уже прошли испытания в Омске и хорошо зарекомендовали себя. В Дании очень дорогое электричество, а наши системы экономичны. К примеру, такая новинка, как вентилятор BlueFan, позволяют снизить энергопотребление до минимума. Причем она не пропускает холодный воздух «с улицы», равномерно распределяет воздушный поток по всему помещению. А сердце системы – управляющий контроллер – еще и может работать в пульсовом, цикличном режиме, ускоряя воздушную струю.
Большие возможности открывает и представленная на выставке система голландской компании, производящей уникальное оборудование для свинокомплексов. По словам ее регионального менеджера Константина Корнеева, эта система позволяет наращивать производство не только свинины, но и так называемой «розовой телятины», особо ценимой у гурманов многих стран. Причем, не нужно строить ферму: достаточно переоборудовать пустующий свинарник! Обычно бычков молочных пород считают «побочным товаром», доращивают и пускают на мясо. Но это мясо, оказывается, может стать «розовым», если поначалу их выпаивать молоком, а затем содержать в особых условиях, во многиом схожих со «свиными».
Расходы невелики – вдоволь корма, навозоудаление по системе решетчатых полов, «холодный метод» выращивания... Порода роли не играет: это не дорогостоящие мясные герефорды, а обычные «мусорные» бычки молочных пород. Не случайно пилотный проект их выращивания для получения «розового мяса» уже запустили в компании «Мираторг». Причем дополнительный плюс – 30-процентные субсидии государства! В России мясное животноводство почти не субсидируется, а для «молочных бычков» сделали исключение.
Экология в плюсе
Другой не менее важный вопрос – обеспечение соблюдения экологических стандартов, требований по размещению и переработке отходов сельхозпроизводства и работы очистных сооружений. В региональном АПК это пока слабое место, над которым необходимо серьезно работать.
Но уже появились и «ростки нового». К примеру, ученые ЮУрГАУ с частным инвестором изготовили опытный образец по переработке отходов птицеводства, производству из них биогаза. Он сейчас проходит обкатку в производственных условиях. С 2017 года в регионе подобные инновационные проекты подкреплены государственной поддержкой.
– Мы всего 6 лет назад начали разводить свиней, и уже сумели выйти на мировой уровень производства свинины, – сообщил представитель воронежской компании «Агроэко» Игорь Власов. – Курирующий нас испанский эксперт ( эта страна – один из лидеров племенного свиноводства) Антуан Хуан Луис считает, что мы производим свинину не хуже, чем на его родине! За счет внедрения инновационных технологий мы только на кормах сэкономили 115 млн рублей! Раньше выращивали свиней датской породы DanBred, а недавно, поскольку эта компания обанкротилась, стали закупать генетический материал у канадской Genesus.
И не ошиблись – поросята неприхотливые, быстрее растут, набирают вес. А это огромная экономия на кормах! Уже построили свой элеватор, комбикормовый завод, мультипликатор для разведения молодняка. Зашли и на землю, начали выращивать зерновые на корм животным. На них приходится 70 % затрат, а теперь их не придется закупать на стороне.
По словам Игоря Власова, серьезной проблемой стала вспышка африканской чумы свиней (АЧС), которая на юге России едва не подкосила «пятачковый бизнес». Но выход нашли, создав беспрецедентную систему экологической и эпизоотической безопасности. Теперь отрасли уже ничто не угрожает, а отходы утилизируются, перерабатываются в удобрения и вывозятся на поля, повышая урожайность. Подобную систему в прошлом году внедрили в челябинской компании «Ариант», и результат налицо – дышать вблизи свинокомплекса стало легче!
– Мы возьмем для себя лучшее из этих новинок, – подытожил замминистра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский. – В рамках работы по предотвращению распространения инфекции в регионе запущена целевая программа по предупреждению АЧС, в рамках которой предусмотрена господдержка на проведение противоэпизоотических мероприятий.
Добавлю, что сегодня при достигнутом уровне производства на первый план выходит освоение новых рынков сбыта. И мы не только обеспечиваем регион продукцией собственного производства, но и вывозим ее за пределы области. География поставок из Челябинской области включает 40 регионов России – от Мурманской области до Хабаровского края, а общий объем вывоза скота и птицы в 2017 году составил около 95 тыс. тонн. На региональном уровне мы прорабатываем вопросы экспортных поставок мяса птицы в Китай, в Киргизию, в Армению. Переговоры о допуске российского мяса на зарубежные рынки близятся к завершению, и хочется верить, что уже скоро «экспортная составляющая» поможет нашим птицеводам и свиноводам решить проблему сбыта.
Источник: Информационное агентство «Светич» Журнал «Нивы России» №2 (157), март 2018 |