Эта статья появилась в редакции как продолжение разговора, начатого в прошлом номере c Ю. И. Ковалевым, генеральным директором национального союза свиноводов России (НССР). Тема, обсуждавшаяся тогда, является неоднозначной: есть, по крайней мере, еще одна точка зрения на необходимость регулирования объема импорта живых свиней на убой и доращивание.
Предлагаем познакомиться с позицией другого отраслевого объединения − гильдии предприятий потребительского рынка и сферы услуг Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), которую выразил Андрей Васильевич Быканов, председатель гильдии.
Предложение Национального Союза Свиноводов России о повышении пошлины или введения запрета на ввоз импортных товарных свиней, на мой взгляд, не учитывает влияния некоторых имеющихся экономических факторов.
Прогнозы НССР относительно темпов роста внутреннего производства свинины и изменения объемов поставок из-за рубежа не учитывают воздействия таких показателей, как затраты на транспортировку и убой импортных живых свиней, разница в себестоимости получаемого из импортных и российских свиней мяса, механизм образования цены на живых свиней, и поэтому расходятся с реально существующим положением дел. Решение, принятое на основании неполных, не согласованных со всеми участниками рынка данных, может привести к возможным тяжелым последствиям для отрасли в целом.
Начиная с 2005 г., в силу известных причин, в России началось строительство новых откормочных комплексов, куда стали завозить свиней с улучшенной генетикой. С этого времени на колхозных рынках стало происходить замещение мяса от свиней из частного подворья на мясо от свиней, откормленных на современных комплексах. При этом не было увеличения общего поголовья животных в стране, хотя наблюдался его рост в свинокомплексах. Даже в объявленный год свиньи, по некоторым оценкам, произошел спад производства отечественной свинины.
Если внимательно проанализировать прогноз НССР по производству свинины на 2009 г, объем которого планируется 2 212 тыс. т в убойной массе, выявляется очевидное несоответствие. Если принять убойную массу свиньи в пределах 75 кг (среднее значение убойной массы, полученное из практического опыта), получается, что на предприятия первичной переработки должно поступить около 29,5 млн. голов свиней. Но, по данным большинства информационных и аналитических агентств, в 2009 г. в России в переработку поступило 17 − 19 млн голов, из них 10 млн было выращено на частном подворье (причем надо иметь в виду, что цифры по объему подворного выращивания трудно проверяются, т.к. эта свинина может быть продана где угодно и кому угодно).
Свиньи подворного выращивания и убоя не годятся для промпереработки не только из-за несоответствия технологическим требованиям, но и в частности, из-за своей высокой цены. Себестоимость бескостного мяса, выращенного частником, составляет порядка 200 руб/кг, даже при цене на живую свинью не выше 50 руб/кг живой массы. Заводы не имеют возможности покупать свиней по такой цене, и реализовать произведенное из этих свиней мясо можно только через систему колхозных рынков, где есть ниша дорогих продуктов. То есть, мы считаем, что прогноз НССР завышен, а реальное внутреннее производство свиней для промышленного убоя составляет не более 7−9 млн. голов в год. Расчет подтверждается и тем, что цена на живых свиней в России постоянно росла из-за дефицита, и к середине 2009 г. выросла до 89 руб/кг живой массы. Себестоимость бескостного мяса из такой свинины в тот момент была не ниже 220 руб/кг и причина тому − низкий выход мышечной ткани из-за невысокого генетического качества животных. Если перевести это количество голов в убойную массу, то получится цифра более 500 тыс. т.
Прогноз НССР об увеличении объемов производства свинины на 500 тыс. т. к 2012 г., на наш взгляд, трудно исполнить. Два года − слишком малый срок для осуществления этого плана, так как реализовать полученную свинину низкого качества и с высокой себестоимостью будет нелегко. Ведь колхозный рынок, как основной канал сбыта дорогой свинины, уже близок к насыщению, и объем реализации свинины через эту систему даже проявил тенденцию к снижению. Это объясняется как высокой розничной ценой рыночной свинины, так и «кризисом богатых» (т.е. тенденцией к выбору более дешевого сегмента продуктов питания).
Если надеяться на то, что «…весь прирост производства свинины должен произойти за счет практически отсутствия внеквотного завоза свинины и только частично за счет роста потребления» (по словам Ю. И. Ковалева), необходимо понимать, что это невозможно при нынешнем низком генетическом качестве российских животных и уровне себестоимости мяса, полученного из них.
НССР считает, что предприятиям выгодно использовать мясо от импортных живых свиней, потому что оно дешевле, чем бескостное сверхквотное (за которое уплачена пошлина по самой высокой ставке), и потому растет объем ввоза живка в Россию. Но так ли это?
Обратимся к расчетам.
Цена предлагаемого сегодня на рынке сверхквотного бескостного мяса − не более 165 руб/кг. Средняя же себестоимость мяса, полученного из импортных живых свиней, достигает 178 руб/кг, а из отечественных − 180 руб/кг. Иными словами, такое мясо обходится предприятию дороже, чем даже сверхквотное бескостное (напомним − его средняя цена 165 руб/кг). Кстати, себестоимость мяса, полученного из свиных туш, поставляющихся по квотам (предлагаемая цена туш из Бразилии − до 99 руб/кг.) тоже не превышает 160−165 руб/кг.
Расчеты показывают, что не дешевизна полученного мяса определяет рост спроса на импортного «живка». Почему же тогда Россия закупает живых свиней за границей?
Чтобы равноценно заменить импортное внеквотное мясо на российское, цена отечественных свиней для предприятий первичной переработки должна быть ниже 65 руб/кг. Расчеты подтверждаются практикой: именно таких цен придерживаются на заводе убоя и первичной переработки компании «Мираторг».
А какова же цена ввезенных живых свиней? НССР полагает, что она невысока, и для предприятий это мясо − выгодная альтернатива внеквотному сырью. Чтобы убедиться в обратном, рассмотрим подробнее, из чего складывается цена такого сырья.
По существующей сегодня практике закупочная цена импортных свиней доходит до 76 − 79 руб/кг живой массы (при курсе евро 44 руб).
Она складывается из следующих составляющих:
- закупочная цена 1,1 евро/кг;
- доставка 0,3 евро/кг;
- потери при транспортировке 0,1 евро/кг;
- пошлина 5 %;
- НДС 10 %;
- дополнительные затраты при оформлении документов 2−3 руб/кг.
Для сравнения: закупочная цена отечественных свиней − около 72 руб/кг живой массы, т.е. цена на импортных свиней выше на 5−7 %, и такая разница существовала всегда и была иногда даже более значительной.
Выходит, и живые свиньи из-за рубежа обходятся не дешевле российских.
Почему же предприятия первичной переработки закупают импортных свиней?
Предприятиям первичной переработки действительно в данный момент и в сложившихся экономических условиях выгоднее перерабатывать дорогих импортных свиней, чем более доступных по цене отечественных. Даже несмотря не только на более высокую цену, но и на дополнительные транспортные, таможенные, ветеринарные и другие проблемы, возникающие при закупках живых свиней за границей. В чем причина?
Снова обратимся к расчетам.
Как известно, содержание мышечной ткани в свиной туше может очень отличаться у разных животных. И кроме полноценного красного мяса в туше есть части, которые имеют низкую или нулевую цену продажи. Именно процентное содержание мышечной ткани и малоценных частей влияет на себестоимость мяса. Импортные свиньи имеют лучшее генетическое качество, т.е. выход мышечной ткани у них выше, чем у российских.
В качестве иллюстрации приведем несколько примеров. В Дании выход мышечной ткани свиней в среднем достигает 64 %, в Германии, Бельгии, Франции, Голландии, Бразилии − до 58 %, в Польше, Литве, Венгрии, Чехии − до 53 %. В России в данный момент свиньи из лучших откормочных комплексов Белгородской, Липецкой, Орловской областей дают выход до 51 %, животные из таких комплексов как Пермский, Заволжский и т.д., имеют выход не более 46 %, свиньи из небольших откормочных предприятий отличаются выходом мышечной ткани до 42 %, а у животных из частного подворья не достигает и 35 %.
В конечном итоге, несмотря на все затраты, мясо, полученное из импортных свиней, имеет более высокое качество и приемлемый для развития предприятия уровень себестоимости.
Анализируя данные таблицы, отметим, что чем ниже цена на живой скот, тем меньше разница в себестоимости между свининой с разным выходом мышечной ткани. На себестоимость производства убойных туш индекс мясности, т.е. отношение массы мышечной ткани к массе туши с головой и копытами, влияет незначительно (в пределах 10 %), при этом себестоимость бескостного мяса, получаемого из этих же туш, будет колебаться в значительных пределах, и разница может достигать 100 %.
Именно потому, что свиньи российского происхождения отличаются неприемлемым с точки зрения переработчика генетическим качеством и низким индексом мясности, предприятия первичной переработки вынуждены закупать импортных живых свиней, несмотря на связанные с этим дополнительные расходы и трудности.
Есть ли решение для этой проблемы?
Один из вариантов решения может быть таким. Если учитывать, что на себестоимость бескостного мяса напрямую влияет содержание мышечной ткани в туше, то введение прямых дотаций или дополнительной оплаты непосредственно свиноводам за увеличение этого показателя в каждой отдельной туше, будет стимулом для разведения животных именно того качества, которое нужно переработчикам. Деньги, необходимые для выплат, можно взимать в виде акцизов с предприятий, которые осуществляли убой этого скота. Величина акциза и дотаций определяется разницей между себестоимостью произведенного мяса и его рыночной ценой с учетом мер государственного регулирования (квотной политикой и таможенной пошлиной на импортное бескостное мясо).
Такая адресная поддержка − мощный стимул для эффективной работы. Чем выше индекс мясности (его определение с помощью специальных приборов уже стандартизировано), тем ниже себестоимость мяса, и тем больше будет размер государственной выплаты на данную выращенную свинью. Наконец, реализация адресной поддержки позволит получать достоверную информацию о количестве и качестве выращенного и направленного на убой скота, что послужит дополнительным рычагом регулирования роста и развития мясной отрасли.
Возвращаясь к ввозу живых свиней, должен отметить еще несколько принципиальных отличий в позициях гильдии и НССР. Так, союз свиноводов предлагает приравнять ввоз живых свиней к внеквотному ввозу свинины. Но мы считаем, что в балансе мясных ресурсов импорт товарных свиней далеко не то же самое, что сверхквотный импорт свиного мяса.
Импорт живых свиней способствует развитию внутреннего мясного рынка, повышению культуры производства за счет здоровой конкуренции на стадии выбора сырья. Заводы первичной переработки работают и развиваются, создаются новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, в то время как использование внеквотного мяса тормозит развитие мясной отрасли, делая ее зависимой от внешних и внутренних факторов. Следует отметить, что заводы убоя и первичной переработки – это дающий реальную прибыль сектор экономики, производящий продукцию, а не компании по перепродажам, создающие только денежную наценку.
Напрашивается вопрос, почему до сих пор импорт свиней не учитывался как сверхквотное мясо, а производство свинины росло? Ответ очень простой. Дело в том, что доставка свиней из-за рубежа − очень сложный процесс. Для того чтобы завезти в Россию из ЕС даже 1 млн голов свиней, необходимо более 150 единиц специализированного автотранспорта, которого на данный момент на всю Россию насчитывается не более 80 единиц. В России подобный транспорт не производят, закупать его за рубежом − очень дорогое удовольствие, к тому же и за границей не имеется необходимого количества машин. А если потребуется ввезти 2 или 6 млн. голов? Считайте сами. Кроме того, всем известно, какова пропускная способность наших дорог, таможенных постов и т.д. Именно по этой причине объем завоза импортных свиней начал увеличиваться только в последние два года, когда на отечественном рынке резко ухудшилось соотношение цены и качества, и вырос спрос на свинину. Чтобы не зависеть от необоснованного роста внутренних цен на свиней, предприятия стали закупать их за границей, хоть это и не очень эффективно.
В настоящее время завоз из-за рубежа более 1 млн голов свиней − трудновыполнимое действие. Отсюда следует логичный вывод: если не будет внутреннего дефицита свиней с конкурентоспособным генетическим качеством, то и объем ввоза импортных животных даже при существующей 5 %-ной пошлине не только не увеличится, но, возможно, и уменьшится до нуля.
Тенденция снижения объема ввоза более дешевого внеквотного мяса и увеличения объема импорта живых свиней говорит о том, что покупатель хочет получить более свежий и качественный по органолептическим показателям продукт и согласен заплатить за него больше (в магазинах стоимость свежего мяса доходит до 300 руб/кг и выше). И если сейчас есть спрос на свежее мясо, значит, на отечественных предприятиях по убою создается добавленная стоимость, а это − налоги, рабочие места, развитие сектора убоя и первичной переработки − прямого заказчика продукции Союза свиноводов. И это не громкие слова: благодаря ввозу живых свиней появляются симптомы выздоровления и развития мясного рынка.
Нельзя забывать и про географию производства. Известно, что производство свиней для убоя планируется большей частью в центральной части России. А основной импортер свиней в данный момент − Калининградский регион, где расположены действующие убойные предприятия и открываются новые заводы первичной переработки. Как будет осуществляться поставка необходимого количества свиней для созданных убойных предприятий в этот регион, если не будет ввоза из-за рубежа? Останется ли при этом конкурентоспособной производимая ими продукция, или предприятия по убою вынуждены будут закрыться? Скорее всего, именно это и произойдет, если принять поспешное предложение НССР.
Повышение пошлин на ввозимых живых свиней не поможет развитию собственного производства и не остановит падение цен на свиней российского происхождения. Отсутствие конкуренции еще никому не шло на пользу: это лишит российских свиноводов стимула для совершенствования и может привести к застою в отрасли и очередному повышению цен на продукцию для конечного потребителя. Именно ввоз импортных свиней дал российским переработчикам ценный опыт работы с качественным, стандартным сырьем, а сравнение производственно-экономических показателей переработки импортных и российских животных позволило выявить зависимость себестоимости бескостного мяса от индекса мясности свиных туш.
По мнению гильдии, для отрасли существует два пути выхода из сложного застойного положения. Первый из них − установление таких таможенных пошлин на туши, бескостное мясо и живых свиней, ввезенных из-за границы, чтобы удержать цену на бескостное мясо на внутреннем рынке в пределах 190−195 руб/кг. Продажа мяса по этой цене позволит предприятиям первичной переработки закупать отечественных животных (с индексом мясности не менее 50 %)по ценам не ниже 75 руб/кг живой массы. В свою очередь, такая закупочная цена на живых свиней обеспечит российским свинокомплексам необходимый уровень рентабельности и даст возможность для дальнейшего развития. Но необходимо отметить также, что бесконечное повышение ввозных пошлин может привести только к росту инфляции и испорченным международным отношениям, то есть этот путь ведет в никуда.
Другой путь − изменить направление развития отрасли в сторону повышения эффективности. Если обратиться к европейскому опыту, то в странах ЕС, при том что затраты на топливо, корма, налоги, заработную плату и другие расходы намного выше, чем в России, покупателям предлагаются свиньи по цене 50 руб/кг живой массы с выходом мышечной ткани 56−58 %, стандартизированные по геометрическим размерам, массе, содержанию жировой и мышечной ткани. В это же время в России самая низкая существующая цена − 70 руб/кг живой массы при выходе мышечной ткани не более 51 %. Поэтому российские производители должны снизить неоправданные затраты, улучшить генетическое качество свиней, оптимизировать общую организацию всего производства.
Иными словами, надо стремиться к созданию цивилизованного рынка, как основы для взаимовыгодных отношений субъектов, базирующихся на взаимном согласии, эквивалентности обмена и конкуренции.
АМИТЕКСПластиковые оболочки становятся все более специализированными не только в функциональном плане, но и в дизайнерском, что соответствует современной тенденции к узкой направленности позиционирования товаров и услуг
Пропионовая кислота Консервант. Разрешена для применения в качестве пищевой добавки или для производства продуктов питания на территории Российской Фе...
Триацетат глицерина (триацетин) Влагоудерживающий агент. Разрешен для применения в качестве пищевой добавки или для производства продуктов питания на террито...
Калия йодат Калия йодат (E917) - пищевая добавка группы «Антифламинги, глазирующие добавки».
Запрещен для применения в качестве п...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.