Биогазовая станция с переработкой животноводческих отходов и получением электрической и тепловой энергии — это первый на Белгородчине и в России объект, запущенный в промышленную эксплуатацию. Она построена в рамках реализации проекта в сфере альтернативной энергетики и биотехнологий по инициативе компании «РЦБ».
Станция БГС «Байцуры» принадлежит ОАО «Региональный Центр Биотехнологий» и была построена полностью на денежные средства компании. Однако руководство компании подчеркивает, что в дальнейших планах — тиражирование его по всей России и привлечение кредитных средств и инвестиций.
При эксплуатации станции органические отходы перерабатываются в энергию газообразного топлива (биогаза) с получением ценного рганического удобрения, которое положительно влияет на состояние почвы. Одновременно произведенный биогаз направляется в энергетические установки для выработки электроэнергии и тепла.
Станция расположена вблизи Стригуновского свинокомплекса на 16 тысяч голов и рассчитана на переработку 38 690 м3 органических отходов и производство 19,1 тысячи кубометров органических удобрений. При этом годовая мощность выработки электроэнергии на ней составляет 7,4 млн кВт/ч, тепловой энергии — 3200 Гкал.
В результате реализации подобных проектов в области будет вырабатываться энергия в объеме, достаточном как для обеспечения населения, так и для обогрева тепличного грунта при выращивании овощной продукции на площади не менее одной тысячи гектаров.
В Белгородской области развитие биоэнергетики имеет громадный потенциал: переработка всех видов органических отходов, в том числе отходов животноводства, растениеводства, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также объектов ЖКХ, заявлена как стратегически важная задача руководством области. Кроме того, регион — в числе первых в стране по численности промышленных животноводческих и птицеводческих объектов.
PG: Макар Андреевич, прежде всего хотелось бы спросить: насколько сбалансированы, по вашему мнению, интенсивные аграрные технологии, направленные на увеличение производства продукции растениеводства и животноводства, и применяемые в настоящее время способы утилизации отходов? Как уменьшить нагрузку на природу? Способствуют ли этому проекты, предлагаемые ОАО «Региональный Центр Биотехнологий»?
Макар Тимофеев: Вопрос напрямую связан с этикой ведения сельского хозяйства и приоритетами, которые перед собой ставят собственники предприятий. Основной целью любого собственника является получение максимальной прибыли и снижение издержек. В растениеводстве это выражается в применении минеральных удобрений, которые, как известно, не всегда положительно влияют на структуру и качество почвы. В животноводстве — в упрощенной технологии хранения и использования отходов (навоз, помет), при которой отходы не всегда выдерживаются в лагунах и отстойниках достаточное время и попадают в почву, имея в своем содержании метан, аммиак и другие вредные вещества. Хранение и выдерживание отходов преимущественно происходит открытым способом. При этом газы, в том числе и пагубно влияющие на окружающую среду метан и аммиак, выбрасываются в атмосферу.
Все это является предпосылками для деградации почв и ухудшения экологической составляющей территорий, где ведется сельхозпроизводство.
Деятельность ОАО «РЦБ» направлена на то, чтобы использовать эти отходы с пользой для окружающей среды и хозяйствующих субъектов. При переработке отходов в биогазовых станциях достигается полное удаление из отходов метана, связывание аммиака в виде азотосодержащих элементов. Навоз, прошедший переработку в биогазовой станции, уже через месяц превращается в удобрение, которое гораздо лучше влияет на состояние почвы и урожайность культур при его применении, чем навоз, выдержанный в лагунах. При этом метан, получаемый в этом процессе, идет на выработку электрической и тепловой энергии как на нужды самой биогазовой станции, так и для передачи его потребителям. Также применение данной технологии существенно сокращает неприятные запахи от деятельности животноводческих комплексов, так как весь поступающий навоз перерабатывается и хранится в закрытых емкостях.
Исходя из вышесказанного, переработка отходов в биогазовых установках не только позволяет решать экологические проблемы животноводческих комплексов, но и получать попутно полезные продукты для растениеводства и решать некоторые энергетические вопросы предприятий.
PG: Вопросы, которыми часто задаются руководители аграрных хозяйств и фермеры, которые решили, допустим, установить биоэнергетическое оборудование на своем предприятии: при каких объемах и типах отходов оно будет рентабельным? И есть ли методики, которые позволяют при существующем законодательстве уменьшить плату за негативное воздействие на природу? Расскажите о порядке сертификации этого оборудования, в каких случаях оно нужно?
М.Т. : В текущей постановке вопроса ответить, при каких объемах отходов оно будет рентабельно, практически невозможно, так как каждый отход обладает своей энергоемкостью. Она отличается в некоторых случаях на порядки. В качестве примера: для производства 1 МВт/ч электроэнергии потребуется либо почти 18 тонн навозной жижи КРС, либо 220 кг чистого жира (отходы глицерина либо жир с жироловок). При этом заказчику необходимо ответить еще на один вопрос: что для предприятия важнее — переработка отходов или получение максимального КПД по энергии. Например, если для животновода важнее переработка отходов, то от биогазовой станции будет требоваться выработка энергии только
на свои нужды, и ее можно питать только навозом, производимым на ферме.
Если же на первое место выходит получение энергии, то к навозу необходимо будет добавлять органическую составляющую — кукурузный силос, травяной силос, зерно, отходы убоя, отходы жировой промышленности.
При этом у биогазовой станции существует четыре статьи выручки, которые составляют ее доходную базу: электрическая энергия, тепловая энергия, органическое удобрение, плата за переработку отходов.
Каждая из этих статей имеет свое влияние на доходную базу. Для проекта, реализованного нами в Белгородской области, например, основной статьей выручки является составляющая по электрической энергии.
Методики существуют, и они относятся к одной из доходных статей — плате за переработку отходов. Согласно законодательству Российской Федерации, каждый производитель отхода должен уплачивать в бюджет неналоговый сбор за негативное воздействие на окружающую среду за
каждую тонну размещенного отхода либо имеет возможность передавать свой отход организации, имеющей лицензию на работу с отходами, для того чтобы эта организация перерабатывала, утилизировала, размещала эти отходы. Переработка отходов на биогазовой станции снимет с сельхозпроизводителя необходимость уплаты данных сборов, если установка будет находиться в собственности, либо существенно их сократит и переведет в плоскость платы за услуги по утилизации.
Биогазовая установка накладывает на эксплуатирующую организацию требования по получению некоторых лицензий: лицензия на работу с опасными отходами I-V классов опасности (в случае если перерабатываемый отход классифицируется как опасный) и лицензия на эксплуатацию опасного промышленного объекта.
Требования по сертификации оборудования накладываются в рамках требований по получению указанных лицензий.
Переработка отходов в биогазовых установках не только позволяет решать экологические проблемы животноводческих комплексов, но и получать попутно полезные продукты для растениеводства и решать некоторые энергетические вопросы предприятий.
PG: Каким образом осуществляется контрольная (надзорная) деятельность за безопасностью использования биоэнергетических установок? Какие ведомства по существующему законодательству будут иметь право влиять на работу такого перерабатывающего предприятия?
М.Т. : Разрешение на строительство биогазовой станции предоставляется только после тщательной проверки и выдается местными органами власти. При возведении биогазовой электростанции контроль осуществляет Госстройнадзор. Пристальный контроль за деятельностью биогазовой электростанции в сфере работы с отходами I-V классов опасности осуществляет Росприроднадзор.
Однако наиболее плотный контроль осуществляют органы Энергонадзора, контролирующие непосредственно энергоустановки, и органы Ростехнадзора, выдающие лицензию на деятельность опасных промышленных объектов, к которым относится биогазовая электростанция, и, соответственно, контролирующие деятельность биогазовой электростанции по всем имеющимся критериям опасности.
PG: Существует ли проблема с кадрами для этого нового для России бизнеса? Как решить кадровый вопрос на новых предприятиях биоэнергетики? Какие профессии будут востребованы и готовят ли таких специалистов российские вузы? Как выстраивалась кадровая политика предприятия на примере белгородского проекта?
М.Т.: Кадровый вопрос для подобных предприятий важен и непрост, так как специалисты должны обладать знаниями в различных областях — в электроэнергетике, теплоэнергетике, насосной и загрузочной технике, микробиологии.
Таких специалистов в России практически нет, за исключением нескольких десятков человек, которые непосредственно занимались или занимаются эксплуатацией биогазовых станций. Часть этих специалистов находится в штате ОАО «Региональный Центр Биотехнологий». По первому образованию они энергетики, дополнительно прошли обучение в Германии и в России, а также принимали непосредственное участие в строительстве и пусконаладке биогазовой станции «Байцуры». И сейчас, отвечая, как решить кадровый вопрос на новых предприятиях биоэнергетики, мы можем констатировать — готовить самостоятельно, давая возможность непосредственно участвовать в строительстве и вводе в эксплуатацию установок, а также активно сотрудничать с учебными заведениями для предоставления накопленного опыта с целью постановки его на академическую основу. Вузы специалистов такого уровня не готовят. В Германии обслуживанием подобных установок занимаются специалисты со средним специальным образованием. Поэтому мы видим развитие этого направления в появлении специальности «оператор биогазовой установки» в профессиональных технических образовательных учреждениях либо в учреждениях по повышению квалификации. Если говорить по текущей ситуации в учебных заведениях РФ, то востребованы будут специалисты по насосной и загрузочной технике (слесари-механики) и теплоэнергетике.
Европейское штатное расписание несколько отличается от принятого в России. Коллектив состоит из двух операторов, которые находятся на станции или у себя дома и в сменном режиме следят за работой оборудования либо на месте, либо удаленно через интернет, одного водителя погрузчика, который загружает органическое сырье в установку по мере надобности, и слесаря-механика из ремонтной бригады, для проведения текущего ремонта и обслуживания оборудования. Оператор установки может выполнять и работу водителя погрузчика, так как сырье загружается в установку обычно 1-2 раза в день. Он же может производить текущий ремонт и обслуживание оборудования. Итого, в среднем это всего 2-3 человека.
В России коллектив традиционно больше, около шести человек: главный инженер установки, он же руководитель эксплуатации, четыре оператора установки, они же водители погрузчика и слесарь, специалист по обслуживанию энергетической установки.
Мы сами готовим свои кадры. В декабре 2011 года компанией ОАО «Региональный Центр Биотехнологий» было подписано Соглашение о сотрудничестве с «Российской инженерной академией менеджмента и агробизнеса». Предметом данного соглашения является сотрудничество по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов АПК в области биоэнергетики и возобновляемых источников энергии. Соглашение было подписано в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», на которую мы ориентируемся в своей стратегии.
PG: Ежегодно аграрные предприятия участвуют в различных профессиональных промышленных выставках и конкурсах. На каких мероприятиях, по вашему мнению, надо обязательно побывать тем предпринимателям и специалистам, которые решились на создание биоэнергетического объекта?
М.Т.: В России подобных мероприятий не так много, и по большей части они проходят в рамках выставок и конференций, посвященных возобновляемым источникам энергии. Много интересной информации можно почерпнуть от иностранных коллег, посещая европейские мероприятия. У них эта отрасль давно и успешно работает.
Источник: Биомедиа.рф |