Овцеводство и козоводство – одна из немногих отраслей животноводства, которая в настоящее время испытывает положительную динамику развития. Только за прошлый год численность овец и коз в хозяйствах всех категорий увеличилась на 1,3 млн и составила 24,2 млн голов.
Однако, отрасль по-прежнему базируется на традиционных технологиях, тяжелом физическом труде, максимальной экономии на всем, что могло бы снизить затраты, которые составляют от 1,3 до 2,7 тыс. руб. на овцематку.
К 2020 году, в соответствии с отраслевой целевой программой, численность поголовья овец и коз должна быть увеличена более чем на 4 миллиона голов. Без ускоренного развития овцеводства и козоводства вряд ли удастся добиться поставленных целей и удержать людей в отрасли, поскольку ее экономическая привлекательность при таком положении дел будет неуклонно снижаться.
О перспективах отрасли мы поговорили с генеральным директором Национального союза овцеводов Михаилом Егоровым.
– Какие регионы традиционно делают ставку на овцеводство и козоводство?
– Данная подотрасль АПК является важнейшим направлением в животноводстве целого ряда российских регионов. Около 80% поголовья овец и коз сосредоточено в трех федеральных округах: Северо-Кавказском (40% от общего поголовья), Южном (25%) и Сибирском (15,5%). По регионам на первом месте находится Дагестан, на втором – Ставрополье, на третьем – Калмыкия, на четвертом – Астраханская область. Лидером по численности поголовья овец и коз в Сибирском регионе является Республика Тыва.
К сожалению, как показывает опыт, тенденции в отношении к овцеводству сохраняются, и сельхозпредприятия по-прежнему неоднозначно относятся к отрасли, даже в регионах с резко континентальным климатом, в зонах рискованного земледелия, где надеяться, кроме как на овцу, больше не на что. Прошлый год, крайне неблагоприятный по урожайности зерновых, это наглядно продемонстрировал.
В то же время возможности наращивания численности овец и коз на таких территориях, как Республика Дагестан и Калмыкия, почти исчерпаны, что связано с максимально допустимой нагрузкой на пастбища и достижением данными регионами максимальных показателей советского периода.
В то же время целый ряд субъектов РФ имеют большой потенциал в наращивании поголовья и возвращении или хотя бы приближении к тем показателям, которые они имели 20–30 лет назад.М
– В чем же кроется наибольший отраслевой потенциал, и чем он обусловлен?
– Речь идет в первую очередь о таких регионах, как Ростовская, Волгоградская, Воронежская области.
Во-первых, это обусловлено их опытом развития овцеводства в советский период, когда численность животных в разы превышала сегодняшние показатели, – а значит, здесь, пусть частично, но сохранились в коллективных сельхозпредприятиях животноводческие помещения, кадровый потенциал. Так, если в настоящее время в Ростовской и Волгоградской областях содержится более 1 млн. голов, то в 1990 году их было в три раза больше.
Во-вторых, это территории (если не брать в расчет Воронежскую область), включающие в себя зоны рискованного земледелия, где пастбищное животноводство исторически являлось «подушкой безопасности» для экономики хозяйств. Сегодня нельзя не учитывать и непростую обстановку, сложившуюся там по АЧС.
– Может ли бизнес рассматривать овцеводство в качестве альтернативы свиноводству, особенно в свете угрозы АЧС и падения рентабельности отрасли после вступления России в ВТО?
– На наш взгляд, овцеводство - это первая из отраслей животноводства, альтернативная свиноводству. Африканская чума свиней уже прошлась по многим регионам России. В личных подсобных и фермерских хозяйствах рано или поздно разведение свиней окажется под запретом – иначе отрасль будет просто не сохранить. Сегодня в России разводится 39 пород овец, из них 14 тонкорунных, 11 полутонкорунных, 2 полугрубошерстных и 12 грубошерстных. Так что практически для любого региона можно подобрать наиболее адаптированные породы.
К тому же, для ЛПХ овцы хороши тем, что забивать на мясо их можно в год рождения, имея при этом высококачественную молодую баранину и получая единовременно незначительное количество мяса – от 10 до 25 кг, что удобно для питания семьи. Кроме того, молодняк овец можно содержать на откорме, то есть в приспособленных базах, помещениях; совмещать откорм с нагулом, когда к основному стойловому содержанию и кормлению прибавляется выгон животных на пастбища; или же применять пастбищное содержание, при котором расход зерновых кормов минимален. Другими словами, максимально использовать имеющиеся хозяйственные условия.
– Как можно оценить уровень потребления баранины россиянами, и различается ли он в зависимости от региона? Какое место баранина занимает в структуре потребления мяса по видам?
– Баранины на сегодняшний день в России потребляется около 1,3 кг на душу населения в год. Это в четыре раза меньше нормы. То есть среднестатистический россиянин ест меньше баранины, чем мяса птицы, свинины и говядины. Естественно, в зонах выращивания овец этот показатель значительно выше. В овцеводческих регионах, где основная часть населения исповедует ислам, баранина – традиционный и основной вид мяса животных.
Мы считаем, что в отношении баранины еще сильны стереотипы советским времен, когда потребитель просто не имел возможности изучить вкусовые качества данного вида мяса. Поскольку основным видом продукции отрасли в то время была шерсть, а по экономическим показателям на первом месте у племенных сельхозпредприятий значилась племпродажа молодняка, мясо молодых животных не производилось в принципе, даже в частных хозяйствах, которые также являлись производителями шерсти, причем любой – от тонкорунной до грубой.
В последние годы производство мяса в стране, как и численность поголовья овец, растет. В 2012 цена на баранину – как закупочная, так и реализационная – превышала цену на говядину и свинину и доходила до 135 руб. за кг живого веса. Несмотря на снижение цен в нынешнем году, данное соотношение цен сохраняется. Это говорит о стабильном спросе на данный вид мяса. Ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: перепроизводства баранины в стране нет, спрос на качественное молодое мясо стабилен, и в перспективе он будет только расти.
– Но, по некоторым данным, в прошлом году производство баранины осталось практически на том же уровне, что и в 2011-м.
– Скорее всего, это не совсем так. Поскольку численность поголовья возросла за указанный период на 1 млн голов, производство мяса также увеличилось. Однако, рост поголовья пришелся на КФХ и ЛПХ. Учет и отчетность в данных формах предприятий, как мы знаем, оставляет желать лучшего. Отсюда и несоответствие цифр. По данным Министерства сельского хозяйства России, в 2010 году производство овец и коз на убой в убойном весе составило 184,6 тыс. тонн, в 2011 – 189,0 тыс. тонн, в 2012 г. – 190,4 тыс. тонн.
– Какие продукты переработки овец наиболее востребованы на рынке? Готовы ли российские предприятия удовлетворить спрос на них со стороны торговых сетей и общепита?
– Спрос на баранину со стороны торговых сетей и общепита был бы значительно выше, если бы на рынок она подавалась сортовыми разрубами. Отечественные мясокомбинаты и перерабатывающие предприятия пока ориентированы на производство туш. Поэтому важно принять меры по созданию в овцеводческих регионах современных предприятий по глубокой переработке овец, которые бы обеспечивали торговые сети и ресторанный бизнес сортовыми разрубами баранины в вакуумной упаковке.
В настоящее время строительство специализированных мясоцехов и комбинатов тормозится сезонностью производства продукции. Возведение предприятий такого рода, рассчитанных на забой как овец, так и крупного рогатого скота, начато или запланировано в Дагестане, Ставропольском крае и других регионах. Сейчас мы изучаем зарубежный опыт по использованию мобильных мини-боен.
– Расскажите, какие задачи стоят сегодня перед отраслью и обозначены в целевой программе «Развитие овцеводства и козоводства в РФ на 2012–2014 гг. и на плановый период до 2020 года»?
– В соответствии с отраслевой программой, к 2020 году производство овец и коз на убой должно составить 336,0 тыс. тонн в убойном весе, то есть почти в два раза больше, чем сегодня.
По расчетным данным, при условии соблюдения мероприятий, заложенных в документе, необходимо увеличить поголовье овец и коз с 21,8 до 28 млн, в том числе овцематок с 13,3 до 16,8 млн. В результате реализации программных мероприятий валовой продукт отрасли в 2020 году достигнет 69,7 млрд рублей.
Но одних мер по увеличению численности поголовья явно недостаточно. Даже 4 миллиона голов, которые требуются для выполнения индикаторов программы к 2020 году, дадут нам не более 80–90 тыс. тонн баранины в самом лучшем случае. Параллельно с поголовьем необходимо увеличивать продуктивность имеющегося стада и каждого животного.
Резервами для выполнения индикаторов программы являются: выход ягнят на 100 овцематок, их сохранность, привесы; применение технологических приемов, позволяющих проводить ранний и сверхранний отъем молодняка с его последующим интенсивным выращиванием и откормом; раннее использование овец для воспроизводства; инновационные технологии производства бройлерной ягнятины.
Отмечу, что в зарубежных странах производство баранины специализировано главным образом на интенсивном выращивании, нагуле, откорме ягнят и убое их в возрасте от четырех до восьми-девяти месяцев. Ведущие производители молодой баранины – Новая Зеландия, Австралия, Англия, Франция, США, Канада и Болгария – при убое откормленных ягнят получают баранину, которая отличается высокими вкусовыми качествами и питательными свойствами и широко востребована на мировых рынках.
В связи с этим, нам необходимо вплотную заняться созданием коммерческих стад, межпородным скрещиванием и увеличением количества разводимых мясных пород овец, а также использованием опыта Канады и Австралии, где на внутреннем рынке реализуется только молодая баранина и ягнятина.
Интенсификация овцеводства, биологические свойства овец создают предпосылки для разработки и внедрения технологии круглогодичного производства молодой баранины, позволяющей значительно повысить эффективность использования помещений, кормов и животных. Это дает возможность увеличить производство овцеводческой продукции, поднять производительность труда и ускорить окупаемость капиталовложений.
– Овцы – это не только мясо, но и ценная шерсть, за счет которой можно покрыть потребности страны в сырье…
– При том, что овцеводство продолжает оставаться отраслью многопрофильной, интерес переработчиков к отечественной шерсти проявился лишь недавно. Произошло это в том числе благодаря постановлению Правительства РФ «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов для нужд федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым до 2014 года форма для федеральных органов исполнительной власти должна прошиваться из отечественных камвольных тканей.
В целях стимулирования увеличения производства и реализации предприятиям текстильной и легкой промышленности тонкорунной и полутонкорунной шерсти на период до 2020 года Минсельхозом России вносятся предложения по корректировке Государственной программы развития АПК, предусматривающие дополнительное выделение уже в 2014 году сельхозпроизводителям из средств федерального бюджета более 500 млн рублей.
Такая поддержка в период до 2020 года с ежегодным увеличением должна позволить выполнить подпрограмму развития производства тонкорунной и полутонкорунной шерсти и обеспечить за эти годы его рост в 1,6 раза.
По оценкам Национального союза овцеводов, в 2013 году реализация шерсти предприятиям текстильной промышленности может составить около 10 тыс. тонн в физическом весе, тогда как всего в стране производится порядка 52–53 тыс. тонн.
Источник: www.tuvaonline.ru |