Интенсификация агропромышленного производства породила глобальную проблему биосферы, связанную с загрязнением основных ее сфер промышленными выбросами
На громадных земных пространствах, подвергающихся такого роду воздействию, экологическая обстановка из неблагоприятной давно перешагнула в кризисную и катастрофическую. От этого страдает не только человеческая популяция, а и животные, в частности сельскохозяйственные, лишаясь не только здоровья, а и продуктивности. Эта ситуация доходит до абсурда, ведь создавая животноводческие комплексы, человек с одной стороны стремится к получению молока и мяса, а с другой сводит данные попытки к нулю, загрязняя и преобразовывая среду обитания.
Многие токсиканты, попав в почву или атмосферу, проходят долгий миграционный путь, приводя их к живому организму, где они способны накапливаться и передаваться дальше. Нетрудно догадаться, кто будет следующей станцией в таком продвижении. Это, конечно, люди, употребляющие продукцию животного происхождения. Чрезвычайно опасны пестициды, тяжелые металлы, радионуклиды, нитраты и их метаболиты, проникающие в живое вещество с огромной силой.
Попадая вместе с промышленными отходами, они концентрируются в почве и растениях, становясь бомбой замедленного действия для скота, который еще не подозревает об угрозе. В данной статье мы попробуем разобраться, почему возникают отравления одним из наиболее опасных промышленных поллютантов — мышьяком, как их распознать и побороть.
Токсичность мышьяка — ядовитое присутствие сквозь призму времен
Мышьяк своими высокотоксичными свойствами известен еще с незапамятных времен. В естественных условиях он содержится в виде солей сульфатной кислоты. В недрах Земли его залежи приурочены к свинцово-цинковым жилам, где сам мышьяк составляет крошечную массовую часть — до 1%. Тем не менее, в живом организме любого происхождения, он присутствует в качестве структурного компонента. Мышьяк издавна нашел свое применение в ветеринарии. Его использовали как обеззараживающее и противовоспалительное средство, а так же с целью борьбы с грызунами, экто- и эндопаразитами животных.
Кроме того, нередко к препаратам, содержащим его, прибегали и для стимуляции метаболических процессов у больных или ослабленных животных. Большинство применимых для защиты растений акарицидов, инсектицидов, пестицидов, фунгицидов некогда содержали в себе мышьяк и его производные. С открытием всех его химических свойств, таких как высокая летучесть, токсичность для живого и стойкость к факторам среды, от широкого применения мышьяка ушли, заменив его более безопасными для среды и биоты веществами.
Основным источником загрязнения этим металлом было и остается промышленное производство, которое является мощным поставщиком новых порций газопылевых выбросов с его примесями. В основном, это предприятия горноперерабатывающего комплекса, обогащающие сульфидные руды многих цветных металлов, в которых мышьяк содержится как сопутствующий элемент. Кроме того, любое предприятие, работающее на ископаемом топливе, представляет аналогичную опасность.
Учитывая не всегда исправное и эффективное оборудование для очистки газовых выбросов в атмосферу, которые стоят на большинстве заводов и фабрик не один десяток лет, загрязнения мышьяком далеко не всегда удается избежать. Прошлый негативный опыт его сельскохозяйственного использования в средствах химизации также наложил свой отпечаток на данную проблему. В регионах, отдаленных от промышленных зон, где когда-то применяли мышьяк для обработки посевов, могут на долгие годы сохраниться его небольшие концентрации.
Мышьяк способен концентрироваться в почвенных горизонтах, откуда его своими корневыми волосками поглощают растения. Процесс этот не всегда интенсивен и зависит от исходного содержания в почве. Там, где она высока — вблизи промышленных зон, отвалов шахт, растения обычно тоже накапливают его в больших объемах. Морские талломные растения так же способны активно впитывать мышьяк из водной среды.
Рассчитано, что среднее содержание мышьяка и его соединений составляет до 3 мг/кг почвы. Вблизи промышленных районов данная цифра может возрастать в десятки раз. Его фоновая концентрация в кормовых травах может достигать 5 мг/кг, в особенности в экологически неблагополучных регионах. Обычной нормой присутствия мышьяка в растительных частях является 0,2-0,5 мг/кг.
Различные соединения этого элемента демонстрируют и неодинаковую биотоксичность. Исследования, проводимые над лабораторными крысами, показали, что мышьяковистый ангидрид в дозе 50 мг/кг способен убить половину тестируемых животных. Сульфид мышьяка аналогично воздействует при концентрации 6,4 г/кг, а диметиларсиновая кислота — при 0,7 г/кг.
На сегодняшний день благодаря ограничениям на использование мышьяка и его производных, чего удалось добиться во многих странах, практически забыли об острых токсикозах по его вине. Но, тем не менее, нередко сталкиваются с хроническими последствиями токсического эффекта, когда не всегда получается верно указать причину конкретных недугов.
Химическими лабораториями синтезирована огромная масса неорганических и органических соединений мышьяка, последние из которых менее токсичны. Это миарсенол, осарсол, какодиловая кислота и др. Эмпирическим путем установлено, что летальной концентрацией мышьяковистого ангидрида для коров может стать всего 15 г этого вещества, для лошадей — 19-45 г, для коз и овец — до 10 г. Свиньи и домашняя птица являются самыми чувствительными к действию этого токсина. Свинье достаточно съесть полграмма, а курице — 50 мг, чтобы скоропостижно умереть. Человеку, кстати, для этого тоже нужно совсем немного — до 70 мг.
Главными источниками отравлений мышьяком для домашних животных являются:
скармливание растений, загрязненных данным поллютантом;
несоблюдение технологии сохранения и использования химических средств с его содержанием;
случайное попадание животным мышьяка через лекарственные препараты.
По своим токсическим характеристикам мышьяк относится к ксенобиотикам, способным накапливаться длительное время. Нередко его соединения, попав в организм, могут восстанавливаться до еще более агрессивных метаболитов. Проникая в кровь, они препятствуют нормальному переносу кислорода, распространяясь практически во все ткани и органы.
Известно, что ключевыми параметрами к количественной оценке поражения мышьяком являются способ проникновения и фактор времени. Хорошо накапливают мышьяк органы, образованные соединительной тканью, но через некоторое время после отравления они также быстро начинают его и терять. Обратная ситуация наблюдается в кожных покровах, которые лишь спустя время постепенно аккумулируют этот токсин.
Наибольшая усваиваемость мышьяка приходится на первые полчаса-час после его введения в организм способами, минующими кишечник. После этого он образует комплексные соединения с протеинами и частично с большинством липидов. Обычно животные организмы одинаково хорошо и накапливают, и выделяют мышьяк вместе с конечными продуктами метаболизма, для чего при одноразовом воздействии достаточно будет и 10 дней.
Частично избавление от него происходит и с потовыми выделениями, и с материнским молоком. Наибольшую работу в этом направлении организм проделывает в первые 24 часа после отравления.
Мышьяк — сильнейший биологический ксенобиотик
Присутствие в организме животного мышьяка приводит к ряду нарушений на основном — молекулярном — уровне существования. Они касаются протекания окислительно-восстановительных процессов и энергетических механизмов клеточного дыхания. Нередко мышьяком и вовсе блокируются окислительные процессы, приводя к кислородному голоданию организма.
Вступая в реакции с оксигемоглобином, мышьяк ингибирует кислородный транспорт, воздействует на стенки кровеносных сосудов, истончая и расширяя их. Это приводит к неизбежным нарушениям работы сердца и его кровоснабжения. Ни один из происходящих в организме обменных процессов не остается в стороне от этого сильнодействующего вещества.
Недавно доказана еще одна сторона его действия — способность влиять на половые железы и образование ими половых продуктов. Мутагенный эффект, о котором нередко говорится в научных источниках, еще не удалось подтвердить достоверными результатами. Медико-биологические исследования связывают мышьяк с появлением злокачественных опухолей у человека. На сегодня, исходя из такого биологического поведения, мышьяк отнесен ко ІІ классу химической опасности.
Длительное поступление мышьяка в организм домашних животных приводит к накоплению его высоких концентраций в скелете, эпидермисе, волосяном покрове, селезенке. Мышечные волокна и внутренние органы к этому менее склонны.
Особенности протекания отравления у животных
Отравление мышьяком, как и другими промышленными ядами, у домашнего скота может проявляться в острой или хронической форме. В первом случае ответная реакция организма проявляется очень быстро. Она выражается в недолгом нервном возбуждении и тревожности, сменяемыми подавленностью. У животного можно заметить редкий мышечный тремор, в особенности на мышцах головы и тазовой части тела. Пострадавшая особь теряет интерес к пище при обильной саливации. Жвачка так же прекращается. Может иметь место сильный понос при редком и незначительном мочевыделении. Животное отрешенно ведет себя по отношению к окружающим.
Практически сразу происходит угнетение сердечной активности, хотя частота сердечных сокращений может быть достаточно высокой. Животное начинает тяжело и часто дышать до легочного хрипа. Движение больного постепенно приобретают все большую несогласованность. Большинство смертей наступает из-за прекращения дыхания и остановки сердца.
Нередко как в острой, так и продолжительной фазе отравления выделяют отдельно два направления токсичности:
гастричное — когда, поражение направлено в основном на пищеварительную систему;
паралитическое — в случае воздействия на нервную систему.
В случае хронического отравления можно заметить потерю аппетита у пораженного животного, вялость, потерю в весе, уменьшение продуктивности. Постепенно может развиваться атаксия, длительные судорожные явления. На фоне прогрессирующего гастроэнтерита, животное может начать часто поносить.
Среди всей одомашненной фауны наиболее склонными к таким проявлениям оказываются коровы и другие растительноядные домашние животные.
При подозрениях на интоксикацию мышьяком, животному назначается традиционная для всех отравлений первая помощь. Первоначально нужно промыть желудок во избежание дальнейшему распространению токсина. Для этого подойдет любой препарат для аналогичной процедуры — слабый раствор марганцовки, гидрокарбоната натрия, окиси магния, какой только есть под рукой. После этого назначается прием слабительных препаратов солевой природы, которых в быту называют одним словом «магнезия». Хотя они и не устраняют причину недуга, но справляются с поставленной задачей на все 100%. Постепенно к этой терапии подключают и обволакивающие средства, как при воспалительных процессах в кишечнике. Для этого можно приготовить коллоидный раствор из крахмала и кипятка, который вводится в организм с помощью клизмы или перорально.
Антидотное лечение проводится с применением унитиола, кроме случаев, вызванных мышьяковистым водородом и дифенилхлорарсином. Применять его можно как в таблетированном виде, так и внутримышечными инъекциями. Разовая доза этого препарата не должна превышать 0,06 г/кг веса животного. В первый день его дают 3 раза, во второй — 2, после чего переводят на одноразовый прием недельной длительности.
Для скорого выздоровления производится витаминная терапия. Можно давать витамин С, В1, В6, В12 несколькими суточными приемами в дозе не больше 25 мг/кг веса. Для защиты организма от обезвоживания применяют 0,92% раствор хлорида натрия.
В зависимости от проявляемых симптомов, дальнейшее лечение должно носить строго симптоматический характер. В случае болевых ощущений в области кишечника назначается сульфат атропина подкожными инъекциями. Может быть эффективной новокаиновая блокада, когда анестезирующее средство вводится в околопочечное пространство. Среди кардиопрепаратов, эффективных при появлении эритроцитов в моче животного, показано внутривенное введение глюкозо-новокаиновой смеси из расчета 5 мл/кг 5% глюкозы и 0,1 мл/кг 2% новокаина. Можно так же внутривенно вводить 2,4% раствор эуфилина в дозе 0,2 мл/кг, 5% раствор натрия гидрокарбоната — 5-8 мл/кг.
Нередко при отравлениях ядохимикатами скот может страдать от воспалительных процессов пищеварительного тракта — гастроэнтерита. Динамика недуга очень интенсивная. Может отмечаться потеря аппетита, повышение температуры тела, учащенное сердцебиение. Наиболее же верный симптом этой болезни — обильные кишечные испражнения с характерным неприятным запахом. Иногда они могут содержать и примесь слизи. Лечение в этом случае направляют на нормализацию водно-солевого баланса организма, вводя внутривенно электролитные растворы или физраствор в количестве до 2 л. Так же назначают голодную диету, которую постепенно заменяют легкими сбалансированными кормами.
В случаях хронических интоксикаций мышьяком для улучшения работы печени показаны метионин или элементарная сера. Другим направлением лечения может быть включение в рацион прямых его антагонистов — фосфора, селена, аскорбиновой кислоты, витамина Е, аминокислот. Особенно дефицит селена нередко приводит к аккумулированию мышьяка не только у животных, но и у человека.
Организуя фермы вблизи промышленных центров и промзон, важно помнить, что от хронического отравления скота химическими поллютантами не застрахован ни один животновод. Заболевания и снижение защитных свойств скота — вот то, что может застать врасплох любое фермерское хозяйство. Употребляя в пищу мясо или молоко от таких животных человек подвергается серьезной опасности интоксикации. Доказано, что даже самая интенсивная кулинарная обработка продукции животноводства не избавляет ее полностью от токсинов. Так, потери мышьяка в приготовленном мясе составляют не больше, чем на треть по сравнению с сырым.
Для профилактики отравлений мышьяксодержащими соединениями, особенно в регионах с высоким антропогенным давлением на среду, необходимо:
подвергать тщательному анализу и контролю любые корма, поступающие животным;
исключить опасные корма;
сбалансировать питание по главным эссенциальным элементам;
соблюдать рекомендации по применению, хранению и утилизации мышьяксодержащих средств.
Установлено, что наилучшим образом накапливают мышьяк и тяжелые металлы листья, стебли и корнеплоды растений — именно те части, которые скармливаются скоту. Поэтому, на загрязненных земельных угодьях категорически запрещается выращивание как кормовых, так и продовольственных культур. Важное значение в этом приобретает агрохимический мониторинг, который призван предупредить про риски еще до их проявления.
Источник: agroxxi.ru |