Темпы роста отрасли в России превышают мировые
В целом объёмы вырастут примерно на 1,1% до 116,2 миллиона тонн, такие показатели роста характеризуются как умеренные. Рост также покажут Индия, Европа, Аргентина и Канада, то есть почти все заметные игроки. Россия не отстает от этой тенденции и также наращивает производство темпами, превышающими мировые.
Причиной роста являются стабильный спрос и подешевевшие корма. Торговля куриным мясом в текущем году может увеличиться на 3,5% до 12,7 миллиона тонн. Всемирный рост производства сбивает цены на куриное мясо, в мае 2016 года они были на 16% ниже, чем ровно год назад. Падение цены стимулирует экспорт в такие государства как ЮАР, Япония, Вьетнам, Куба, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, сообщает meatinfo.
За 6 месяцев 2016 года в России производство курятины в живом весе выросло на 4,9% к тому же периоду прошлого года и составило более 1,9 миллиона тонн, сообщает департамент животноводства и племенного дела Минсельхоза России. Наибольший прирост дали Московская, Пензенская, Ростовская области, Республика Мордовия и Ставропольский край.
Глава Минсельхоза Александр Ткачев любит напоминать, что в начале 2000-х годов Россия закупала более 50% мяса птицы, а об экспорте речь не шла. Сейчас Россия входит в пятерку крупнейших производителей куриного мяса в мире, страна обеспечивает себя этим видом продукции на 96%, мясо экспортируется за рубеж. Так, за 2014 год экспорт птицы вырос на 12% и достиг 70 тысяч тонн, что, конечно, немного на фоне общего объема производства.
Надежды на Китай
В результате потребность во внешних рынках сбыта нарастает. Одним из наиболее перспективных направлений экспорта для российских птицеводов мог бы стать Китай, но КНР долгие годы была закрыта для нас из-за карантинных мер против болезней животных. С 2000 года были введены временные ограничения по ящуру, с 2005 года — по гриппу птиц, с 2008 года — по африканской чуме свиней. Эксперты отмечают, что большая часть этих ограничений давно не актуальны и носят скорее протекционистский характер.
Отмену запрета на мясо из России Александр Ткачев в мае этого года обсудил во время встречи с министром главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину КНР Чжи Шупином. Переговоры прошли успешно, и уже в июле стало известно о снятии запрета на ввоз мяса птиц российского производства.
Разрешение на экспорт в КНР это радостная весть, но нельзя забывать, что России открыли доступ на сжимающийся рынок. Попасть на него непросто, сообщил экономист, эксперт по Китаю, Владимир Никандров.
«По оценкам той же продовольственной организации ООН, в этом году производство куриного мяса в Китае может упасть на 5% из-за падения потребительского спроса. В результате быстрого роста благосостояния все больше китайцев переключаются с доступной курятины на более дорогие виды мяса. В первую очередь, на свинину, дорогие сорта рыбы, экзотические мясные продукты. Тем не менее, в нашу пользу могут сыграть особенности местного менталитета. В сознании китайских потребителей импортное продовольствие — однозначно более престижное и качественное. В КНР остро стоит вопрос загрязнения воздуха, почвы и водоемов, что отражается и на качестве сельхозпродукции. Китайцы это понимают, у них сложился устойчивый стереотип: отечественное — вредное, импортное — экологически чистое», — отмечает Никандров.
Сомневается в том, что в ближайшие 5–10 лет Россия станет значимым производителем куриного мяса и первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский.
«Мы наращиваем производство, не думая о последствиях. Уже давно на рынке идет разговор о необходимости самоограничения, о необходимости ухода в глубокую переработку мяса. Но до практических мер дело не доходит. Еще бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев призывал к квотированию. К нему тогда никто не прислушался, а он был прав. Все страны рассчитывают избытки производства отправлять на экспорт, но на практике Россию никуда не пускают», — отмечает сенатор.
Большие надежды возлагаются на доступ России на рынок Китая, но уверенности в его завоевании нет.
«Много лет Китай был практически закрыт для нас, у КНР есть договоренности с США, они поставляют туда большие объемы куриного мяса. Для нас был открыт только экспорт лапок — но это очень небольшой сегмент. Сейчас у нас с Китаем тоже ведется диалог о подписании соглашения, но точные перспективы пока неизвестны, снят только запрет. Гораздо более реальным рынком является Ближний Восток: Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Там многие страны уже заключили соглашения о возможности нашего экспорта без выездных проверок на наши предприятия с их стороны. Но и здесь все движется долго. Так что до реального завоевания внешних рынков Россией — 5–10 лет», — сетует Сергей Лисовский.
Угроза для малого и среднего производителя
В итоге, на фоне постоянного наращивания производства отсутствие внешних рынков сбыта приведет к тому, что средние и мелкие производители будут вымирать.
«Собственно, этот процесс уже идет несколько лет, на рынке остаются только самые крупные и эффективные компании. У нас будет как во Франции — 3 крупных игрока, которые поделили весь рынок. Во всем сельском хозяйстве, не только в производстве куриного мяса, высок уровень протекционизма. Но для России это особенно плохо, так как нас не пускают именно на рынки относительно высокомаржинальных товаров, таких, как куриное мясо», — считает сенатор Лисовский.
С ним солидарен и Владимир Никандров. «Мы правильно радуемся, что Россия в этом году стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Но нельзя забывать, что то же зерно, по сути, является сырьем для производства мяса. То есть и в сельском хозяйстве мы экспортируем товары с низкой прибавочной стоимостью и низким уровнем переработки. И изменить эту тенденцию в ближайшее время надежды нет», — сообщил эксперт.
Источник: www.agritimes.ru |